Воспитание выносливости

Страница 1

Выносливостью называют способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Известно, что утомление выполняет защитную функцию в организме и ведет к временному снижению работоспособности задолго до истощения работающих органов и систем.

В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое-либо звено или система организма выполняет большую часть работы. Например, при умственной работе утомление преимущественно развивается в коре головного мозга, при сенсорной — в соответствующих анализаторах, при интенсивной мышечной деятельности — в мышечном звене. Кроме того, существенное влияние на характер утомления оказывает объем участвующих в упражнении мышц.

При локальной работе отдельного звена тела утомление обусловлено изменениями непосредственно в исполнительном нервно-мышечном аппарате. При работе глобального характера, в которой участвует более 2/з всех мышц, предъявляющей высокие требования к энергетическому обмену, утомление связано с функционированием таких важнейших систем, как дыхательная и сердечно-сосудистая. Механизм утомления при такой работе определяется также ее интенсивностью и многими другими факторами.

Таким образом, в процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер. В соответствии с этим очевидно, что утомление специфично, а выносливость, демонстрируемая спортсменом, всегда является специальной. Это позволяет утверждать, что для совершенствования методики воспитания выносливости необходимо изучать физиологический механизм утомления конкретной деятельности.

Уровень выносливости обусловлен комплексом различных факторов: функциональными возможностями органов и систем (наследуемыми и приобретенными), совершенством технического мастерства, волевыми качествами спортсмена и величиной энергетических запасов в организме.

Одним из важнейших факторов, определяющих выносливость, является мощность механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. На основании признака преимущественного ресинтеза: макроэнергетических соединений выделяют выносливость аэробного, анаэробного и смешанного (аэробно-анаэробного) характера. В зависимости от длительности физической нагрузки ведущая роль в энергообеспечении мышечной деятельности принадлежит анаэробному и аэробному процессам или их комбинации.

Физиологической основой аэробной выносливости является комплекс свойств организма, связанных с поглощением, транспортом и утилизацией кислорода. Следует заметить, что аэробная выносливость относительно малоспецифична, ее уровень слабо зависит от техники упражнений, поэтому она обладает высоким переносом. Очевидно, этот факт позволил некоторым специалистам называть ее общей выносливостью.

Анаэробную выносливость (ее называют и скоростной выносливостью) определяет ряд функциональных свойств организма, обусловливающих возможность совершать работу в условиях недостатка кислорода. Анаэробная выносливость очень специфична, она в существенной степени обусловлена экономичностью двигательной деятельности. Перенос этого вида выносливости очень специфичен и незначителен. Чем ниже мощность работы, тем меньше ее результат зависит от совершенства двигательного навыка и больше — от аэробной производительности.

С целью измерения выносливости используют множество способов, которые можно представить в виде пяти основных групп:

1) выполнение непрерывной специфической дозированной нагрузки "до отказа". Контрольные упражнения этой группы чаще проводятся в лабораторных или естественных условиях с использованием различных лидирующих устройств;

2) выполнение непрерывной нагрузки соревновательного типа, отличающейся от основной по ряду параметров. Тесты этой группы характерны для использования в единоборствах и спортивных играх. Необходимая конкретная тренировочная нагрузка создается посредством моделирования игровых и боевых ситуаций, серий технических элементов и т. п.;

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Характеристика функционального состояния организма школьников
С момента рождения ребёнка и до 16 лет сердце увеличивается больше, чем в 10 раз, причём рост размеров сердца идёт неравномерно в разные возрастные периоды. Наиболее интенсивный прирост сердца наблюдается на первом году жизни и в возрасте от 13 до 17 лет. За время пубертатного периода объём сердца ...

Психологические особенности учащихся 11-15 летнего возраста
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru