Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

Перспективы образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

Страница 1

В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения.

Изучение лингвистических источников показало, что в XVIII-XIX столетиях в периодической печати России сложился жанр, который в дальнейшем получил название зарисовка. В терминологическом значении этого слова лежит производное «рисунок, рисую, рисовать». Зарисовка – это изображение портрета человека, события, явления в жизни, окружающей нас действительности литературно-художественными средствами. Жанр зарисовки широко бытовал и в русской, и советской журналистике. Зарисовка являлась преддверием, предшественницей жанра.

Зарисовка

– это промежуточный жанр, где сочетаются и репортажные приемы, и художественно-публицистические. Именно публицистичность, образность, богатство литературно-стилевых приемов и роднит зарисовку с очерком и позволяет говорить о зарисовке как малой форме очерка.

Исследователь жанра профессор В.П. Владимирцев из многообразия зарисовок, встречающихся на газетных полосах, выделяет такие виды зарисовки как:

а) портретные зарисовки;

б) событийная, или псевдорепортажная зарисовка;

в) зарисовка о природе (зеленая).

По нашему мнению, можно выделить несколько видов зарисовки. В их числе:

а) этюды о природе;

б) портретные зарисовки;

в) публицистические зарисовки.

Портретная зарисовка – это материал, не только описывающий человека, но и исследующий внутренний, духовный мир человека, показывающий его особенности.

Определим, какова коммуникативная природа портерной зарисовки как типа текста, насколько полно в ней проявляются текстообразующие признаки.

Обратимся к анализу ключевого понятия данной части работы – «текст». Как следует из лингвистических источников, текст лишь недавно стал предметом активного изучения, поэтому общепризнанного определения этого понятия еще не выработано. Наиболее полным, по мнению большинства ученых, является определение текста, предложенное И.Р. Гальпериным. Согласно ему, «текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» .

Анализируя данное определение, можно сделать вывод, что в тексте наиболее важны:

• связь с коммуникативной деятельностью, рассредоточенность во времени;

• графическая оформленность (связь с письменной речью, наличие сигналов кода, рассчитанных на зрительное восприятие).

• смысловая и формальная языковая завершенность.

Рассмотрим целостность текста портретной зарисовки.

В лингвистике принято считать, что целостность обеспечивается единством описываемого объекта. Как известно, текст воспринимается как целое, отнесенное к ситуации. Кроме того, из изучения этого признака подчёркивается, что не текст состоит из отдельных компонентов, а компоненты выделяются из него. Учёные отмечают, что целостность текста обеспечивается лексическими средствами: оборотов, связанных с предметом речи. Сам предмет речи определяется мотивом и целью, которые ставит автор.

Как данный признак проявляется в тексте портретной зарисовки? Основная коммуникативная задача при создании текста портретной зарисовки связана с оценкой и описанием основных характеристик описываемого человека, изображение его индивидуальных особенностей.

Как известно, со смысловой целостностью текста тесно связано понятие завершенности высказывания.

Установлено, что текст является завершенным, если его можно озаглавить. Как правило, заголовок сочинения предлагается учителем. Какие заголовки свойственны портретной зарисовке? Существуют два вида заголовков:

• тематические (отражают тему высказывания в виде отдельного словосочетания, образованного с помощью определенных видов синтаксической связи).

• смысловые (выражают основную мысль высказывания и оформляются в виде предложения).

Например:

«Мой учитель» – данный заголовок является тематическим, а название «Наш учитель – самый необыкновенный» - смысловым.

Анализ образцов портретных зарисовок с точки зрения целостности, показал, что весь текст портретной зарисовки подчинен одной теме, которая раскрывается в более мелких компонентах – микротемах. По объему микротемы неравны, можно выделить:

1. Описание внешности.

2. Описание манеры поведения

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Правовое воспитание в школе
В наше время с пугающей частотой говорят о подростковой преступности. На наш взгляд это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного. Для этого можно создать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, например, можно социальному п ...

Развитие здорового школьника и осанки
Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связ ...

Система исторических понятий как основа понимания истории Украины
Формирование у учащихся с доступной для них глубиной понимания истории пронизывает весь процесс обучения истории в школе. Оно основывается на объяснении и на осмыслении сущности исторических явлений, разносторонних связей и отношений между ними. Сущность исторических явлений, познаваемая мышлением, ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru