Дифференцированный подход на уроках математики

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной проникающей технологией.

Осуществляя дифференцированный подход к обучению при становлении и развитии навыков чтения, письма и счета у шестилетних детей можно опираться на систему внутриклассной дифференциации, разработанную заслуженным учителем РФ Николаем Петровичем Гузиком, хотя система разработана не на базе начальной школы.

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам, работа в режиме диалога (постоянные и динамические пары), консультирование и помощь на уроке.

Внутренняя дифференциация - при классно-урочной системе имеет в виду работу на одном уроке разных групп учеников. Для каждой из них заранее готовятся консультационные карточки, в которых детализируются отдельные понятия, даются конкретные понятия. Однако, согласитесь, что готовить ежедневно, а тем более поурочно, такие консультационные карточки невозможно практически. Если же делать их от случая к случаю -это уже не будет дифференциацией, а только фрагментом ее.

Более эффективным является дифференцированный подход при индивидуально-групповой форме обучения. Тут есть возможность помочь каждому ученику. А учебный процесс можно строить таким образом, чтобы ориентироваться не на среднего ученика, а на наличие разноуровневых групп учеников, для которых не только планируются разные по степени сложности задания, но и применяются разные методы усвоения нового материала, его закрепления.

Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных способностей.

Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.

Учитель С.А. Логачевская разработала структурно-логические схемы, с помощью которых эффективно совершается дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изучения сложного материала. Намечая пути и приемы дифференциации учебной деятельности школьников, она придерживается определенных условий, способствующих использованию дифференцированных заданий, а именно:

1. Использовать дифференцированные задания систематически, почти на каждом уроке, но не превращать этот этап обучения в стандарт, поскольку учитывается тема урока, этап ее изучения, готовность учащихся.

2. Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.

Такой подход создает равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию.


Статьи о педагогике:

Стратегия и важнейшие институты формирования экологической культуры школьников
Особое место в формировании личности современного школьника занимает система экологических ценностей, значимость которых существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды, а в перспективе ...

Преимущества и недостатки Болонского процесса
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все ака ...

Экологическое воспитание дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом. ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru