Дифференцированный подход на уроках математики
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной проникающей технологией.
Осуществляя дифференцированный подход к обучению при становлении и развитии навыков чтения, письма и счета у шестилетних детей можно опираться на систему внутриклассной дифференциации, разработанную заслуженным учителем РФ Николаем Петровичем Гузиком, хотя система разработана не на базе начальной школы.
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам, работа в режиме диалога (постоянные и динамические пары), консультирование и помощь на уроке.
Внутренняя дифференциация - при классно-урочной системе имеет в виду работу на одном уроке разных групп учеников. Для каждой из них заранее готовятся консультационные карточки, в которых детализируются отдельные понятия, даются конкретные понятия. Однако, согласитесь, что готовить ежедневно, а тем более поурочно, такие консультационные карточки невозможно практически. Если же делать их от случая к случаю -это уже не будет дифференциацией, а только фрагментом ее.
Более эффективным является дифференцированный подход при индивидуально-групповой форме обучения. Тут есть возможность помочь каждому ученику. А учебный процесс можно строить таким образом, чтобы ориентироваться не на среднего ученика, а на наличие разноуровневых групп учеников, для которых не только планируются разные по степени сложности задания, но и применяются разные методы усвоения нового материала, его закрепления.
Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.
Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных способностей.
Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.
Учитель С.А. Логачевская разработала структурно-логические схемы, с помощью которых эффективно совершается дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изучения сложного материала. Намечая пути и приемы дифференциации учебной деятельности школьников, она придерживается определенных условий, способствующих использованию дифференцированных заданий, а именно:
1. Использовать дифференцированные задания систематически, почти на каждом уроке, но не превращать этот этап обучения в стандарт, поскольку учитывается тема урока, этап ее изучения, готовность учащихся.
2. Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.
Такой подход создает равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию.
Статьи о педагогике:
Процесс развития социальной активности студента в воспитательной
системе вуза
Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучений: - формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и ин ...
Применение метода проектов в начальной школе
Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые с ...
Дидактические системы педагогов-новаторов
В конце 70-х — начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — творчество ученика» — таков их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном тр ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования