Дифференцированный подход на уроках математики
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной проникающей технологией.
Осуществляя дифференцированный подход к обучению при становлении и развитии навыков чтения, письма и счета у шестилетних детей можно опираться на систему внутриклассной дифференциации, разработанную заслуженным учителем РФ Николаем Петровичем Гузиком, хотя система разработана не на базе начальной школы.
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам, работа в режиме диалога (постоянные и динамические пары), консультирование и помощь на уроке.
Внутренняя дифференциация - при классно-урочной системе имеет в виду работу на одном уроке разных групп учеников. Для каждой из них заранее готовятся консультационные карточки, в которых детализируются отдельные понятия, даются конкретные понятия. Однако, согласитесь, что готовить ежедневно, а тем более поурочно, такие консультационные карточки невозможно практически. Если же делать их от случая к случаю -это уже не будет дифференциацией, а только фрагментом ее.
Более эффективным является дифференцированный подход при индивидуально-групповой форме обучения. Тут есть возможность помочь каждому ученику. А учебный процесс можно строить таким образом, чтобы ориентироваться не на среднего ученика, а на наличие разноуровневых групп учеников, для которых не только планируются разные по степени сложности задания, но и применяются разные методы усвоения нового материала, его закрепления.
Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.
Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных способностей.
Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.
Учитель С.А. Логачевская разработала структурно-логические схемы, с помощью которых эффективно совершается дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изучения сложного материала. Намечая пути и приемы дифференциации учебной деятельности школьников, она придерживается определенных условий, способствующих использованию дифференцированных заданий, а именно:
1. Использовать дифференцированные задания систематически, почти на каждом уроке, но не превращать этот этап обучения в стандарт, поскольку учитывается тема урока, этап ее изучения, готовность учащихся.
2. Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.
Такой подход создает равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию.
Статьи о педагогике:
Организация совместной трудовой деятельности младших школьников
Трудовая деятельность младших школьников является одним из видов воспитывающей деятельности. Её целью является формирование отношения младших школьников к труду, творчеству, к науке, книге, учению. Трудовая деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслит ...
Организация коллективной трудовой деятельности
Главный аргумент Макаренко в пользу труда, как движителя воспитания, был тот, что нельзя построить правильные межличностные отношения без постоянной трудовой сплочённости и взаимной рабочей ответственности коллектива. «Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои ...
Общие свойства и особенности города
Нет недостатка в словах и выражениях, в которых города характеризовались как исключительное явление: “Город — интеграл человеческой деятельности”, “Города есть лучшее из того, что создано человеческой цивилизацией за всю историю ее развития”, “Города — духовные мастерские человечества”, “Город — од ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

