Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора

Перспективы образования » Воспитание нравственных поступков старших школьников » Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора

Страница 4

Мы же в своем исследовании поставили перед собой цель: выявить, какие нравственные качества преобладают на сегодняшний день у старшеклассников.

Для этого мы предложили шкалу нравственных качеств и разработали на ее основе методику “Изучение представлений о нравственных качествах старшеклассников”. Исследование проводилось в 11 классе. В диагностике приняли участие 18 человек.

Обработав данные, полученные в ходе эксперимента, мы получили следующие результаты:

- 11% (2 человека) опрошенных имеют адекватные представления о нравственных качествах и себя оценивают достаточно объективно относительно идеального уровня тех же качеств (коэффициент корреляции r = 0,5). В целом можно говорить о том, что в данной группе испытуемых представления о нравственных качествах находятся на высоком уровне;

- 22% (4 человека) опрошенных, сравнивая себя с идеальным человеком, считают, что у них эти качества выражены слабо (коэффициент корреляции от 0 до 0,4);

- 66% (12 человек) имеют завышенные представления о себе и своих нравственных качествах, т.е. приближают оценку своей нравственной сферы и поведения к идеальному.

Также нами были получены данные, свидетельствующие о том, что наиболее характерными для идеального человека старшеклассники считают следующие нравственные качества: честность, ответственность, достоинство, вежливость, честь, совесть и справедливость. Наименее значимыми для идеального человека, с точки зрения старшеклассников, являются такие нравственные качества, как принципиальность, терпимость и патриотизм. Оценивая себя, старшеклассники отдают предпочтение таким качествам как достоинство, честь, ответственность, справедливость, гуманизм. Также мы обнаружили, что наименее развитыми и менее проявляющимися в их поведении являются такие качества, как патриотизм, чуткость и принципиальность.

В целом мы можем говорить о том, что в данной группе старшеклассников показатели по шкале “Идеал” соответствуют показателям по шкале ”Я”, т.е. представления об идеальном человеке адекватно соотносятся с представлениями о себе и своих собственных личностных качествах.

Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.

Воспитание нравственных поступков эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Воспитание нравственных поступков в ситуациях выбора эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие человека на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. В этих целях дети прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления воли, дисциплинированности, выдержки.

В юности происходит стабилизация главных, основообразующих нравственных свойств, качеств личности. В юношеском возрасте возникает стремление к самореализации в живом конкретном деле, к применению на практике, в настоящей жизни накопленных знаний, умений и социального опыта. Многие старшие подростки, юноши и девушки занимаются самовоспитанием, испытывают сильное воздействие внутренних моральных стимулов и побуждений, пользуются самозапретом, самоконтролем, переживают мучения совести. Используя приобретенный опыт, приобретя осознанный характер действий, школьники действуют целенаправленно при выполнении упражнений – это и ведет к формированию в них нравственных поступков, что и подтверждает выдвинутую выше гипотезу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его пе­дагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь ...

Из истории развития методов обучения
Методы обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил оказывает влияние на общие цели обучения с изменением целей. Меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действ ...

Понятие эстетического воспитания дошкольников и его особенности и средства в дошкольном возрасте
В современном обществе наблюдается кризис духовной составляющей человека. Меняется система ценностей, высокий уровень технических разработок предлагает населению все более новые изобретения, в том числе это касается и компьютерных технологий, которые зачастую становятся неотъемлемой частью жизни ре ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru