Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора
Мы же в своем исследовании поставили перед собой цель: выявить, какие нравственные качества преобладают на сегодняшний день у старшеклассников.
Для этого мы предложили шкалу нравственных качеств и разработали на ее основе методику “Изучение представлений о нравственных качествах старшеклассников”. Исследование проводилось в 11 классе. В диагностике приняли участие 18 человек.
Обработав данные, полученные в ходе эксперимента, мы получили следующие результаты:
- 11% (2 человека) опрошенных имеют адекватные представления о нравственных качествах и себя оценивают достаточно объективно относительно идеального уровня тех же качеств (коэффициент корреляции r = 0,5). В целом можно говорить о том, что в данной группе испытуемых представления о нравственных качествах находятся на высоком уровне;
- 22% (4 человека) опрошенных, сравнивая себя с идеальным человеком, считают, что у них эти качества выражены слабо (коэффициент корреляции от 0 до 0,4);
- 66% (12 человек) имеют завышенные представления о себе и своих нравственных качествах, т.е. приближают оценку своей нравственной сферы и поведения к идеальному.
Также нами были получены данные, свидетельствующие о том, что наиболее характерными для идеального человека старшеклассники считают следующие нравственные качества: честность, ответственность, достоинство, вежливость, честь, совесть и справедливость. Наименее значимыми для идеального человека, с точки зрения старшеклассников, являются такие нравственные качества, как принципиальность, терпимость и патриотизм. Оценивая себя, старшеклассники отдают предпочтение таким качествам как достоинство, честь, ответственность, справедливость, гуманизм. Также мы обнаружили, что наименее развитыми и менее проявляющимися в их поведении являются такие качества, как патриотизм, чуткость и принципиальность.
В целом мы можем говорить о том, что в данной группе старшеклассников показатели по шкале “Идеал” соответствуют показателям по шкале ”Я”, т.е. представления об идеальном человеке адекватно соотносятся с представлениями о себе и своих собственных личностных качествах.
Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.
Воспитание нравственных поступков эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Воспитание нравственных поступков в ситуациях выбора эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие человека на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. В этих целях дети прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления воли, дисциплинированности, выдержки.
В юности происходит стабилизация главных, основообразующих нравственных свойств, качеств личности. В юношеском возрасте возникает стремление к самореализации в живом конкретном деле, к применению на практике, в настоящей жизни накопленных знаний, умений и социального опыта. Многие старшие подростки, юноши и девушки занимаются самовоспитанием, испытывают сильное воздействие внутренних моральных стимулов и побуждений, пользуются самозапретом, самоконтролем, переживают мучения совести. Используя приобретенный опыт, приобретя осознанный характер действий, школьники действуют целенаправленно при выполнении упражнений – это и ведет к формированию в них нравственных поступков, что и подтверждает выдвинутую выше гипотезу.
Статьи о педагогике:
Методы работы с многодетной семьей
М.В. Фирсов, Е.Г. Студентов определяет, что первоначально. С чего начинает социальный педагог совместно со школой, - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в не ребенка. После изучение семьи стоит задача - создать в семье новые отн ...
Методика воспитания быстроты простой двигательной реакции
Постоянное внимание совершенствованию простой двигательной реакции уделяют при специализации и видах спорта, требующих в стартовой фазе состязания или по ходу его мгновенного ответа заранее обусловленным действием на определенный сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение (стартовый выстрел, ...
Использование презентаций на разных этапах урока
Мультимедийные презентации, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерны ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования