Понятия, функции, виды и свойства внимания

Страница 2

Физиологическую основу внимания составляет ориентир – исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно каждый новый раздражитель, падающий на нас вызывает соответственное движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникающим звукам, усиленно втягиваем киснувшего нас запаха и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет… соответствующими органами чувств».

Благодаря ориентирно-исследовательскому рефлексу воздействие нового объекта на нервную систему человека становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий головного мозга, которые подвергаются воздействию новых раздражителей, создается достаточно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доминирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавшего учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающего большой чувствительностью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимание, они остаются незамеченными.

К.Д. Ушинский отмечал ограниченную роль внимания в психической деятельности: «… внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Выделяют 3 вида внимания: 1) непроизвольное; 2) произвольное; 3) послепроизвольное.

Рассмотрим подробнее каждое из них.

1. При непроизвольном внимании человек сосредоточен на предмете или явлении без сознательных волевых усилий, без четко поставленной цели.

Таких явлений и объектов очень много, их можно разделить на группы:

- яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет);

- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);

- что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменение цвета и выражения лица человека, с которым только что разговаривал и пр.);

- предмет и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

- контраст между раздражителями, их новизна (необычность). На данных особенностях основано действие любой рекламы. Некоторые цвета вызывают у людей побуждение купить то или иной товар, как правило, красный или желтый цвета. Они вызывают положительные эмоции и ассоциации с солнечным светом и огнем домашнего очага. Кроме того, красный и желтый цвета как бы сами вызывают активность. Поэтому важно, что бы учитель в своей одежде умеренно использовал красный или желтый цвет.

- переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. Педагог часто пользуется этими переходами как средством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту, то невольно обратит на себя внимание учеников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Результаты исследования и их анализ
В результате первого, констатирующего, этапа нами было проведено входное тестирование: тест "Диагностика невербальной креативности". Мы оценили и проанализировали такие два компонента творческих способностей как оригинальность и уникальность (см. табл.3). Таблица 3. Данные исследования ур ...

Динамика силовых возможностей волейболистов 12-14 лет при выполнении изометрического упражнения локального воздействия
Для характеристики естественных возможностей проявления силовых качеств было использовано следующее контрольное упражнение изометрического характера: испытуемый стоит прямо, в опущенных руках удерживает груз хватом сверху, равный 30% от максимального результата, который он смог поднять в предварите ...

Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе
Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной рабо ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru