Обучение чтению

Страница 1

Обучение навыкам чтения, как одно из направлений подготовки к школе – задача первого этапа обучения чтению в специальном дошкольном учреждении. Решению ее отводятся первые два года обучения, охватывающие, как правило, детей 3-5 лет (младшая и средняя группа).

При этом период начального обучения чтению распадается в свою очередь на два этапа:

1) подготовительный - первые два квартала первого года обучения – глобальное чтение;

2) формирование навыков аналитического чтения (с применением дактилологии) – третий квартал первого года обучения и весь второй год обучения.

Весь этот период овладения навыками аналитического чтения, усвоения техники чтения – особый вид собственно речевой деятельности детей. Все составные части работы по обучению чтению обеспечивают формирование у детей навыков анализа и синтез читаемого материала, точное понимание смысла прочитанного. Эта работа сводится к практическому овладению элементами речи через ее анализ. Предложение расчленяется на слова, слова на слоги, слоги на звуки, обозначаемые буквами: основное внимание при этом сосредотачивается на звукобуквенном и слоговом анализе зрительно воспринимаемых, данных в письменной форме, слов; закрепление связей между буквами и звуками; воспроизведение готовых слогов, целых слов и предложений; осмысление прочитанного (значений слов, связей их во фразе, содержание предложений).

Формирование технических навыков чтения требует длительного времени и даже с применением такого мощного вспомогательного средства, как дактилология, занимает около двух лет (при организации правильной, целесообразной для общего развития слабослышащего ребенка системы обучения, не ущемляющей процессы формирования других навыков и умений).

Различают разные уровни владения техникой чтения: побуквенное (подслоговое), послоговое, пословное и высший уровень – чтение по синтагмам. Эти уровни отражают важнейшие этапы формирования навыков, которые характеризуются как типом и размером выделяемых в тексте элементов (от буквы до синтагмы), так и степенью автоматизированности выполняемых при чтении действий и операций.

При этом важнейшая роль принадлежит глобальному чтению как средству, ускоряющему овладение техникой аналитического чтения в условиях слуховой недостаточности и речевого недоразвития.

На подготовительном этапе (первый год обучения) идет накопление в речевой памяти, запоминание живых акустических образов в соотношении их с графической формой, письменным, зримым образом слова. В последнем квартале первого года обучения часть этого накопленного слухо-зрительного материала с помощью дактильной азбуки начинает подвергаться анализу и синтезу. Позже этой же цели служит составление из разрезной азбуки подписей к знакомым картинкам, а также составление предложений (подписей к знакомым картинкам) из знакомых написанных слов, узнаваемых глобально.

Обучение навыкам чтения идет на фронтальных занятиях по развитию речи (на первых годах обучения – 2 занятия в неделю), тренировка же навыков чтения организуется во всех ситуациях, где дети сталкиваются с предъявляемой им письменной формой речи. Это таблички-инструкции, организующие деятельность детей на всех занятиях и в режимные моменты: «идите в класс, идите в группу, идите в раздевалку, идите в туалет; сядьте, наденьте наушники, снимите наушники, будем заниматься, будем слушать, будем говорить, читайте, рисуйте, бегите, ползите, прыгайте, меню, будем обедать, мойте руки, вытирайте руки» и т.д.

При чтении (глобальном, а потом и аналитическом) дети ориентируются на образец произношения, данный педагогом. Дети проговаривают (как могут) написанное на табличке сопряжено или сопряжено-отражено. На начальном этапе глобального чтения, вырабатывая у малышей навык передвижения взгляда по строке слепа направо, педагог, произнося написанное на табличке, показывает это направление движением руки (карандаша, указки) по табличке слева направо. Это же делается и при переходе через дактилирование коротких слов к аналитическому чтению. Таким образом, уже на подготовительном к чтению этапе, в период глобального чтения постепенно формируется навык, необходимый при аналитическом чтении.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Основные методические положения воспитания гибкости
Положения, определяющие дозирование нагрузки при упражнениях "в растягивании" и порядок их включения в тренировочные занятия, состоят в следующем. Динамические упражнения "в растягивании" выполняются, как правило, серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. ...

Психологические особенности учащихся 11-15 летнего возраста
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий ...

Значение физической подготовленности для жизнедеятельности учащихся младших классов
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной кон ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru