Обучение чтению
Обучение навыкам чтения, как одно из направлений подготовки к школе – задача первого этапа обучения чтению в специальном дошкольном учреждении. Решению ее отводятся первые два года обучения, охватывающие, как правило, детей 3-5 лет (младшая и средняя группа).
При этом период начального обучения чтению распадается в свою очередь на два этапа:
1) подготовительный - первые два квартала первого года обучения – глобальное чтение;
2) формирование навыков аналитического чтения (с применением дактилологии) – третий квартал первого года обучения и весь второй год обучения.
Весь этот период овладения навыками аналитического чтения, усвоения техники чтения – особый вид собственно речевой деятельности детей. Все составные части работы по обучению чтению обеспечивают формирование у детей навыков анализа и синтез читаемого материала, точное понимание смысла прочитанного. Эта работа сводится к практическому овладению элементами речи через ее анализ. Предложение расчленяется на слова, слова на слоги, слоги на звуки, обозначаемые буквами: основное внимание при этом сосредотачивается на звукобуквенном и слоговом анализе зрительно воспринимаемых, данных в письменной форме, слов; закрепление связей между буквами и звуками; воспроизведение готовых слогов, целых слов и предложений; осмысление прочитанного (значений слов, связей их во фразе, содержание предложений).
Формирование технических навыков чтения требует длительного времени и даже с применением такого мощного вспомогательного средства, как дактилология, занимает около двух лет (при организации правильной, целесообразной для общего развития слабослышащего ребенка системы обучения, не ущемляющей процессы формирования других навыков и умений).
Различают разные уровни владения техникой чтения: побуквенное (подслоговое), послоговое, пословное и высший уровень – чтение по синтагмам. Эти уровни отражают важнейшие этапы формирования навыков, которые характеризуются как типом и размером выделяемых в тексте элементов (от буквы до синтагмы), так и степенью автоматизированности выполняемых при чтении действий и операций.
При этом важнейшая роль принадлежит глобальному чтению как средству, ускоряющему овладение техникой аналитического чтения в условиях слуховой недостаточности и речевого недоразвития.
На подготовительном этапе (первый год обучения) идет накопление в речевой памяти, запоминание живых акустических образов в соотношении их с графической формой, письменным, зримым образом слова. В последнем квартале первого года обучения часть этого накопленного слухо-зрительного материала с помощью дактильной азбуки начинает подвергаться анализу и синтезу. Позже этой же цели служит составление из разрезной азбуки подписей к знакомым картинкам, а также составление предложений (подписей к знакомым картинкам) из знакомых написанных слов, узнаваемых глобально.
Обучение навыкам чтения идет на фронтальных занятиях по развитию речи (на первых годах обучения – 2 занятия в неделю), тренировка же навыков чтения организуется во всех ситуациях, где дети сталкиваются с предъявляемой им письменной формой речи. Это таблички-инструкции, организующие деятельность детей на всех занятиях и в режимные моменты: «идите в класс, идите в группу, идите в раздевалку, идите в туалет; сядьте, наденьте наушники, снимите наушники, будем заниматься, будем слушать, будем говорить, читайте, рисуйте, бегите, ползите, прыгайте, меню, будем обедать, мойте руки, вытирайте руки» и т.д.
При чтении (глобальном, а потом и аналитическом) дети ориентируются на образец произношения, данный педагогом. Дети проговаривают (как могут) написанное на табличке сопряжено или сопряжено-отражено. На начальном этапе глобального чтения, вырабатывая у малышей навык передвижения взгляда по строке слепа направо, педагог, произнося написанное на табличке, показывает это направление движением руки (карандаша, указки) по табличке слева направо. Это же делается и при переходе через дактилирование коротких слов к аналитическому чтению. Таким образом, уже на подготовительном к чтению этапе, в период глобального чтения постепенно формируется навык, необходимый при аналитическом чтении.
Статьи о педагогике:
Методика работы над разными видами высказываний с различной лексической
наполняемостью
К старшему дошкольному возрасту как заключительному этапу речевого развития детей перед началом их систематического школьного обучения предусматривается усложнение языкового материала и способов его введения в отработку на занятиях. В обучении детей предложениям как единицам речевых высказываний не ...
Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения
Источниками знаний в обучении истории служат люди, а также книги, картины, кинофильмы, бытовые вещи и т. д. Во избежание недоразумений, оговорим различие между понятиями «исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Первое, заимствованное в исторической науке, означает доку ...
Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества. По м ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

