Обучение чтению

Страница 1

Обучение навыкам чтения, как одно из направлений подготовки к школе – задача первого этапа обучения чтению в специальном дошкольном учреждении. Решению ее отводятся первые два года обучения, охватывающие, как правило, детей 3-5 лет (младшая и средняя группа).

При этом период начального обучения чтению распадается в свою очередь на два этапа:

1) подготовительный - первые два квартала первого года обучения – глобальное чтение;

2) формирование навыков аналитического чтения (с применением дактилологии) – третий квартал первого года обучения и весь второй год обучения.

Весь этот период овладения навыками аналитического чтения, усвоения техники чтения – особый вид собственно речевой деятельности детей. Все составные части работы по обучению чтению обеспечивают формирование у детей навыков анализа и синтез читаемого материала, точное понимание смысла прочитанного. Эта работа сводится к практическому овладению элементами речи через ее анализ. Предложение расчленяется на слова, слова на слоги, слоги на звуки, обозначаемые буквами: основное внимание при этом сосредотачивается на звукобуквенном и слоговом анализе зрительно воспринимаемых, данных в письменной форме, слов; закрепление связей между буквами и звуками; воспроизведение готовых слогов, целых слов и предложений; осмысление прочитанного (значений слов, связей их во фразе, содержание предложений).

Формирование технических навыков чтения требует длительного времени и даже с применением такого мощного вспомогательного средства, как дактилология, занимает около двух лет (при организации правильной, целесообразной для общего развития слабослышащего ребенка системы обучения, не ущемляющей процессы формирования других навыков и умений).

Различают разные уровни владения техникой чтения: побуквенное (подслоговое), послоговое, пословное и высший уровень – чтение по синтагмам. Эти уровни отражают важнейшие этапы формирования навыков, которые характеризуются как типом и размером выделяемых в тексте элементов (от буквы до синтагмы), так и степенью автоматизированности выполняемых при чтении действий и операций.

При этом важнейшая роль принадлежит глобальному чтению как средству, ускоряющему овладение техникой аналитического чтения в условиях слуховой недостаточности и речевого недоразвития.

На подготовительном этапе (первый год обучения) идет накопление в речевой памяти, запоминание живых акустических образов в соотношении их с графической формой, письменным, зримым образом слова. В последнем квартале первого года обучения часть этого накопленного слухо-зрительного материала с помощью дактильной азбуки начинает подвергаться анализу и синтезу. Позже этой же цели служит составление из разрезной азбуки подписей к знакомым картинкам, а также составление предложений (подписей к знакомым картинкам) из знакомых написанных слов, узнаваемых глобально.

Обучение навыкам чтения идет на фронтальных занятиях по развитию речи (на первых годах обучения – 2 занятия в неделю), тренировка же навыков чтения организуется во всех ситуациях, где дети сталкиваются с предъявляемой им письменной формой речи. Это таблички-инструкции, организующие деятельность детей на всех занятиях и в режимные моменты: «идите в класс, идите в группу, идите в раздевалку, идите в туалет; сядьте, наденьте наушники, снимите наушники, будем заниматься, будем слушать, будем говорить, читайте, рисуйте, бегите, ползите, прыгайте, меню, будем обедать, мойте руки, вытирайте руки» и т.д.

При чтении (глобальном, а потом и аналитическом) дети ориентируются на образец произношения, данный педагогом. Дети проговаривают (как могут) написанное на табличке сопряжено или сопряжено-отражено. На начальном этапе глобального чтения, вырабатывая у малышей навык передвижения взгляда по строке слепа направо, педагог, произнося написанное на табличке, показывает это направление движением руки (карандаша, указки) по табличке слева направо. Это же делается и при переходе через дактилирование коротких слов к аналитическому чтению. Таким образом, уже на подготовительном к чтению этапе, в период глобального чтения постепенно формируется навык, необходимый при аналитическом чтении.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Профессиональное самоопределение как цель предпрофильной подготовки
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных ...

Организация и проведение индивидуальных и групповых форм на уроках математики
У многих маленьких учеников развивается чувство школьной тревожности, неуверенности и в себе, что временами приводит к нежеланию посещать школу, снижается интерес к познанию. Вот почему с первого дня учебы в школе необходимо создать такие условия, при которых ребенок «мог бы самоутвердиться, обрест ...

Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа формирования индивидуализма ребенка
Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся применяю технологию дифференциации. Дифференцированный подход – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых для учебного процесса общих качеств (уровня спо ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru