К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста

Перспективы образования » К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста

Страница 1

Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. "Родное слово" – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. "Родное слово" представляет собой систематическое руководство для первоначального обучения - первое, по времени появления в России, рациональное, строго методическое руководство в этой области обучения, остающееся единственным в своем роде и незаменимым до сих пор. Оно было задумано Ушинским вскоре же после выхода в свет "Детского мира" (в двух частях), который представлял собой книгу для классного чтения. Назначение этой книги - облегчить преподающим выбор материала для чтения, соответствующий последовательности в усилении умственных упражнений учащихся, и наглядному ознакомлению последних с предметами природы.

Оставаясь верным своему взгляду на значение родного языка как лучшего средства для духовного развития ребенка, Ушинский в своем руководстве положил родной язык в основу первоначального обучения и вокруг него, в тесной связи с ним, группирует остальные предметы обучения. Руководство его распределено на части или отдельные книги, по годам обучения. Первый год "Родного слова" (книга первая) обнимает собою "Азбуку" и "Первую после азбуки книгу для чтения". Обе эти книги вышли в свет одновременно (в 1864 г.), а вслед за ними появилась и "Книжка для учащих", т.е. руководство к преподаванию по "Родному слову". Как заявил сам Ушинский в своем "Руководстве к преподаванию", его "Родное слово" заключает в себе "много нового как в методе, так и в приемах учения". В действительности же труд его был безусловно новым не только в нашей, русской, но и в мировой педагогической литературе, как по общему замыслу, так и по исполнению.

С первых же страниц «Азбуки» К.Д. Ушинского звучит проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе слова: "Моя милая мама", "Мой милый папаша". Так малышу показано его отношение к родителям, так переложена на детский язык заповедь Божья. И вскоре читаем: "Мои милые дети". Так нам, учителям и родителям, задано нравственное, духовное задание любви к детям. Только в атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно проходить обучение.

Ненавязчиво, в контексте житейских высказываний идет воспитание дитяти: "Не шали!", "Не шали и не шути!", "Не хвались!", "Не бранись!", "Не хвастай силой, не хвались и умом!". Сразу же дается оценка важности предстоящего учения: "Уметь читать, писать и считать - большое счастье".

В парадоксальной форме ребенку открывается состояние нашего бытия: "Люди живут в мире, да не в мире". И тут же: "У Бога милости много". Бог милостив, было бы наше желание и движение души поправить положение в мире. "Господь Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: "Мир вам!"- завершает Азбуку заповедь Божья воспоминанием о задании, оставленном нам Господом.

В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые жанровые сценки: "Я зазевался на лошадей и упал", " На горе в лесу птицы рано сегодня запели", "Няня вымела сор и нашла в нем три гроша", "В супе нет соли: посоли его", "Тащи-ка на стол щи!". Живая, ненадуманная, лексически богатая речь свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в его душе. Язык сразу же раскрывается перед ребенком во всем его фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом и синтаксическом богатстве.

"Первая после Азбуки книга для чтения" продолжает познание ребенком мира и Божьего Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем с дитятей в мире привычных вещей.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Значение театрализованных игр в решении задач эстетического воспитания старших дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...

Работа с воспитателями
Для развития словарного запаса воспитателям можно порекомендовать проводить периодически физкультурные минутки(примеры приведены ниже). 1. Звериная зарядка. Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться кулачками потереть глаза Любят долго потянуться потянуться Обязатель ...

Метод моделирования
Этот метод состоит в замене исходной задачи другой задачей, моделью исходной. Примером использования такого метода является широко применяемый метод решения текстовых (сюжетных) задач путем составления уравнения или системы уравнений. Приведем пример использования этого метода. Задача 8. В квартире ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru