К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста

Перспективы образования » К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста

Страница 1

Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. "Родное слово" – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. "Родное слово" представляет собой систематическое руководство для первоначального обучения - первое, по времени появления в России, рациональное, строго методическое руководство в этой области обучения, остающееся единственным в своем роде и незаменимым до сих пор. Оно было задумано Ушинским вскоре же после выхода в свет "Детского мира" (в двух частях), который представлял собой книгу для классного чтения. Назначение этой книги - облегчить преподающим выбор материала для чтения, соответствующий последовательности в усилении умственных упражнений учащихся, и наглядному ознакомлению последних с предметами природы.

Оставаясь верным своему взгляду на значение родного языка как лучшего средства для духовного развития ребенка, Ушинский в своем руководстве положил родной язык в основу первоначального обучения и вокруг него, в тесной связи с ним, группирует остальные предметы обучения. Руководство его распределено на части или отдельные книги, по годам обучения. Первый год "Родного слова" (книга первая) обнимает собою "Азбуку" и "Первую после азбуки книгу для чтения". Обе эти книги вышли в свет одновременно (в 1864 г.), а вслед за ними появилась и "Книжка для учащих", т.е. руководство к преподаванию по "Родному слову". Как заявил сам Ушинский в своем "Руководстве к преподаванию", его "Родное слово" заключает в себе "много нового как в методе, так и в приемах учения". В действительности же труд его был безусловно новым не только в нашей, русской, но и в мировой педагогической литературе, как по общему замыслу, так и по исполнению.

С первых же страниц «Азбуки» К.Д. Ушинского звучит проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе слова: "Моя милая мама", "Мой милый папаша". Так малышу показано его отношение к родителям, так переложена на детский язык заповедь Божья. И вскоре читаем: "Мои милые дети". Так нам, учителям и родителям, задано нравственное, духовное задание любви к детям. Только в атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно проходить обучение.

Ненавязчиво, в контексте житейских высказываний идет воспитание дитяти: "Не шали!", "Не шали и не шути!", "Не хвались!", "Не бранись!", "Не хвастай силой, не хвались и умом!". Сразу же дается оценка важности предстоящего учения: "Уметь читать, писать и считать - большое счастье".

В парадоксальной форме ребенку открывается состояние нашего бытия: "Люди живут в мире, да не в мире". И тут же: "У Бога милости много". Бог милостив, было бы наше желание и движение души поправить положение в мире. "Господь Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: "Мир вам!"- завершает Азбуку заповедь Божья воспоминанием о задании, оставленном нам Господом.

В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые жанровые сценки: "Я зазевался на лошадей и упал", " На горе в лесу птицы рано сегодня запели", "Няня вымела сор и нашла в нем три гроша", "В супе нет соли: посоли его", "Тащи-ка на стол щи!". Живая, ненадуманная, лексически богатая речь свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в его душе. Язык сразу же раскрывается перед ребенком во всем его фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом и синтаксическом богатстве.

"Первая после Азбуки книга для чтения" продолжает познание ребенком мира и Божьего Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем с дитятей в мире привычных вещей.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Развитие двигательных способностей у детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлине ...

Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебни­ков (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...

Зарождение систем воспитания
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принци­пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа­лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, госу­дарства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания во ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru