К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста

Перспективы образования » К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста

Страница 2

Вот мы в школе. Сразу же разграничивается учебный мир и мир игр. Одно дело учебные вещи - они для учения, для труда. Другое дело игрушки - для потехи, забавы, для отдыха.

Дальше исподволь повторяется оценка важности учения: ученость, грамота понадобится на всю будущую жизнь.

Знание надо уметь добывать. Оно скрыто от нас как в загадке, заданной в первом уроке. Зачем здесь загадка о пере? Прежде всего, дитя учится писать пером. Перо будет записывать то, о чем дитя думает, и так перо сможет "говорить".

Чтобы чему-то научиться, нужно бодрствовать на уроках: не лениться, не дремать. Нужно быть готовыми учиться. Вот почему звучит песенка "Петушок".

Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл рассказика "Вместе тесно, а врозь скучно".

Но вот мы дома. Какие вещи окружают нас здесь? Мебель, посуда. Зачем они? Всякая мебель и посуда имеют свое назначение, достоинство, для чего-то служат. Сказка о золотом яичке из второго урока - это притча о необычном сосуде. Что такое золотое яичко? Некое вместилище богатства, сокровище. Если дать человеку многое. Он бьется над тем, как с пользой для души употребить данное, так и не может употребить богатство во благо своей душе, а потом и вовсе утрачивает его: яичко разбивается. Лучше иметь малое, простое и необходимое в жизни и единое на потребу.

Посуда и сосуды - вместилища кушаний и напитков. В праздничный день собираются гости за столом. По обычаю к разным праздникам готовятся особые кушанья. Еда праздничная - вкусная, обильная, Гости довольны и благодарят хозяев.

Но чрезмерно увлекаться едой нельзя. Объедение, чревоугодие делает человека ленивым, безразличным, приземляет душу. Об этом говорит одна из пословиц урока. Другая пословица учит нас отношению к делу: лови момент, делай все вовремя, иначе упустишь возможность.

Зайчик, о котором поется в песенке урока, похож на плененного гостя, которого никак не хотят отпускать слишком гостеприимные хозяева: и рад бы он уже бежать, да не пускают.

Теперь разговор пойдет об одежде и обуви. Зачем они нужны? Как и из чего их делают?

Всякому человеку и случаю - своя одежда. Почему крестьянин за сохой идет в сапогах? На труды как на праздник, в парадной обуви. По селу - скромно, буднично в лаптях, а в церковь - босой, выражая почтение к храму, оставив весь сор и нечистоту за порогом.

К чему здесь сказка о репке? Еще один урок воспитания в духе соборности. Репка - некое богатство, плод для всех, добыть его можно только сообща, даже участие самого малого в деле необходимо. Так опять задается поведение детей в школе, в учении.

Чтобы добыть пищу и одежду, человек должен трудиться. Здесь ему не обойтись без орудий и инструментов. Если орудия плохо подготовлены, ими работать невозможно. Приступая к делу, приготовь орудия и инструменты, продумай все, иначе дело пойдет кувырком. Об этом пословицы и шутки третьего урока.

Неразумно роптать на того, кто тебя кормит, жаловаться на тяжесть труда, если этот труд дает тебе хлеб. Трудиться можно успешно вместе, соборно. Тогда труд - это радость.

Все эти назидания находятся за текстом, логику движения по урокам постоянно приходится искать и выстраивать.

С помощью орудий и инструментов в трудах упорных человек строит здания, суда, экипажи. И снова преподается нравственный урок: если ты трудишься неусердно, как придется, ничего у тебя не выйдет, не будет ожидаемого результата. В каждом деле необходимы знания, грамотность, иначе ничего не получится.

Как трудиться и жить вместе? На этот вопрос дает ответ сказка о теремке - удивительном домике, который будучи небольшим, вместил немалое количество зверей, потому что все с готовностью теснились и принимали в свое сообщество тех, кто просился. И вот пришла сила злобная, неуклюжая - медведь, и все порушила. Надо уметь считаться с другими, жить с добрыми намерениями и вниманием к другим, чтобы не уподобиться медведю из "Теремка". Нельзя разрушать то, что созидают другие.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...

Организация внеклассной работы по русскому языку
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения". Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании ...

Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Драматургия - один из основных родов художественной литературы; её специфика в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произ ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru