Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Драматургия - один из основных родов художественной литературы; её специфика в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произведений передаётся с помощью речи и поступков действующих лиц. Драматическая литература подразделяется на жанры, главным из которых является трагедия, драма, комедия. Чётких границ между жанрами нет, но характерный признак трагедии - борьба сильных характеров и страстей, приводящая к гибели героя; драма - серьёзные и напряжённые столкновения между действующими лицами; комедия-осмеяние недостатков в характерах действующих лиц.
«Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует, — надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует». «Только при сценическом исполнении драматический вымысел получает вполне законченную форму . — писал А. Н. Островский. - Драматическое искусство, принадлежа литературной своей стороной к искусству словесному, другой стороной — сценической — подходит под определение искусства вообще. Все, что называется в пьесе сценичностью, зависит от особых художественных соображений, не имеющих ничего общего с литературными. Художественные соображения основываются на так называемом знании сцены и внешних эффектах, т. е. на условиях чисто пластических». Речь идет о таких средствах художественной выразительности, как игра актеров, мизансцены, декорации, музыка, звуковые и световые эффекты и тому подобное. То, что драматургия служит решающим компонентам театральной постановки, её литературной основой, определяет и специфические особенности поэтики драматургии, отличающие ее от эпоса и лирики. В драматургии образы людей характеризуются «словом, и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора». В драматургии отсутствует присущая эпосу авторская повествовательная речь, содержащая оценку внутреннего состояния героев, описывающая обстановку действия и тому подобное. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драматургии является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики) и поступки, которые как бы вбирают в себя всё то наиболее существенное, что могло бы быть рассказано о них в повествовательных жанрах литературы. Собственно авторский комментарий к пьесе (описание обстановки или же атмосферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как правило, ремарками, имеющими у некоторых драматургов весьма развернутый характер.
Аристотель определял драматургию, как «подражание действию . посредством действия, а не рассказа .». «Самосильность» обрисовки действующих лиц, « также чисто сценические границы (пьеса идет не более трех-четырех часов) обусловливают необходимость особой концентрации в отображении и драмы жизненных конфликтов, особой экономности и остроты в выявлении социальной и индивидуальной природы персонажей, их характеров. История искусства подтверждает, что драматургия особенно бурно развивается в те периоды, когда в самой действительности происходят крупные сдвиги, идёт острая борьба новых, прогрессивных общественных форм. Драматургия не без основания считается самым трудным родом литературы. Не менее сложная задача возникает всякий раз перед писателем, стремящимся к воссозданию в драматургии широких, эпических по своему размаху картин действительности. Ведь природа сюжета драматургии своеобразна, он имеет гораздо более узкие пределы, чем эпос (по количеству действующих лиц, охвату времени и тому подобнее). Одной из характернейших черт драматургии на ступени ее развития является усилившаяся тенденция к выявлению драматизма внутреннего мира личности, вступающей в конфликт с враждебными ей силами или же преодолевающей противоречия в собственной духовной, психологической сфере. Утончаются средства психологического анализа, все большую роль приобретает подтекст, «подводное течение». Иногда драматургией называют также литературное произведение, написанное в форме диалога, но не предназначенное автором для постановки на сцене.
От понятия драматургии как одного из родов литературы отличается понимание драмы в более узком смысле, как одного из видов или — как иногда называют — одного из жанров драматургии (наряду с трагедией, комедией, водевилем, мелодрамой и т. д.). На первоначальном этапе своего развития драматургия была одним из составных элементов сложного художественно-обрядового акта, включавшего хор, диалог, пляску, пантомиму и т. д. Осмысляя первоначальную ступень истории драматургии, в развитии действия которой огромное, место занимали силы, стоящие над человеком (фатум, рок, мифологические герои и т. п.), Аристотель считал главенствующей в драматургии фабулу, а не характер человека, который являлся производным от этой фабулы, от событий. Герои в античной драматургии выступали с уже готовыми, сформировавшимися характерами, которые демонстрировались по ходу действия. На Востоке первые значительные достижения в драматургии наблюдаются в рабовладельческой Индии, в трагедиях Калидасы. В средние века развитие драматургии было подчинено церкви, она находила претворение в формах литургической драматургии, носившей подчеркнуто дидактический и аллегорический характер.
Статьи о педагогике:
Преимущества и недостатки Болонского процесса
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все ака ...
Методика диагностики развития речи дошкольников
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости ...
Силовая подготовка – основа физической подготовленности школьников старших
классов
Многие авторы отмечают, что школьники 9-11 классов имеют недостаточную скоростную, силовую, скоростно - силовую подготовку (А.В. Лотоненко, 1988; Н.М. Соловьев, 1982; В.В. Волков, 1984; В.Г. Присенко, 1984 и д.р.) что создает определенные трудности при разучивании нового материала на уроках физичес ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования