Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Перспективы образования » Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Современная ситуация в социо-культурной и духовной жизни страны характеризуется интенсивно развивающим процессом, при котором происходит установление истинно гуманистических отношений, пробуждается творческое самосознание людей раскрываются их возможности, их потенциальные способности. Этот процесс наполняется новым содержанием различных областей педагогической науки.

В настоящее время часто обсуждают проблемы образования в 21 веке. В главном вопросе все единодушны: при любых условиях останутся две ключевые фигуры - ребёнок и учитель. В нашем профессиональном деле главная личность – учитель, так как от него зависит успех всего дела.

Каким должен быть учитель современной школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школе.

Рассмотрение проблем восприятия и изучения драматического произведения в учебных условиях, как показывает школьный опыт и его научное осмысление, необходимо начинать с исследования его родовой и жанровой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.

Детям на уроках будет интересно, потому что они научатся передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления то есть научатся проявлять личностные качества.

Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в начальной школе.

Мы согласны с мнениями 1) Богдановой О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. 2) Гуковского Г.А. ведущих методистов по этому вопросу.

Мы убежденны, что для осуществлений успешной профессиональной деятельности на высоком творческом уровне учитель начальных классов должен иметь значительную гуманитарную подготовку.

Нами были изучены работы 1) Рыжкова Т.В 2) Гуковского Г.А. занимающихся этим вопросом, но в итоге обнаружили не только разноглася ученных, но и некоторые проблемы в изучении темы.

Важность значения для нашего исследования имели теоретико – методологические подходы философов, психологов, педагогов.

Важное значение для профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов имеет « Концепция подготовки будущего учителя начальных классов» - составители А.Я. Дмитриев, М.Н.Львов

В ней раскрыты задачи начальной школы в условия построения системы непрерывного образования; дана сущностная характеристика личности учителя начальных классов, особенности его подготовки к учебно-воспитательной работе.

Анализ философской психолого-педагогической и методической литературы показал, что накоплен богатый опыт в разработке, рассматриваемой проблемы. Вместе с тем в теории обучения недостаточно представлена проблема изучения драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов. Недостаточно изучены те условия, которые обеспечивают эффективность развития драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов

Указанные обстоятельства определили выбор темы: «Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов»

Объект исследования: процесс активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Предмет исследования:

драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Проблема: каковы особенности активизации познавательного интереса учащихся начальных классов средствами драматических произведений.

Цель: теоретически обосновать и изучить развитие познавательного интереса учащихся начальных классов на основе работы с драматическими произведениями.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой изучение драматической литературы будет эффективной, если:

- драматическую литературу подбирать с учётом психолого– педагогических особенностей детей данного возраста;

- используются методы активного обучения учащихся начальных классов: инсценирование, групповая работа, чтение по ролям.

В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать аппарат исследования

2. Изучить психолого–педагогические основы, обеспечивающие драматическую литературу как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов.

3.Определить возможности изучения драматической литературы как средство развития познавательного интереса учащихся начальных классов.

4. Разработать конспекты уроков с использованием драматической литературы.

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов взаимно дополняющих друг друга

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, учебников по литературоведению;

- изучение, обобщение массового педагогического опыта;

- наблюдение и педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов с целью изучения драматической литературы;

- анкетирование;

- тестирование;

- анализ работ по теме;

-педагогический эксперимент; Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы № 1 им. А.С.Макаренко.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На I этапе 2007 – 2008 год

выявлено современное состояние проблемы, определены цель, задачи, гипотеза и методы исследования, проведен констатирующий этап по выявлению развития познавательного интереса младших школьников.

На II этапе 2008 год

разрабатывались конспекты

уроков по изучению драматической литературы в начальной школе

На III этапе 2008 - 2009 год систематизировался полученный материал.

Проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке средств активизации познавательного интереса учащихся начальных классов при изучении драматической литературы. Подводились итоги, обрабатывались полученные данные, проверялись и обобщались данные исследования, внедрялись разработанные уроки в практику.

Структура ВКР

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Общий объем ВКР составляет 49 страниц машинописного текста.

Во введении обосновывается актуальность, определяется объектно-предметная область исследования.

В первой главе исследуется психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Рассматриваются следующие вопросы: понятие и сущность познавательного интереса, сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах, особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

Во второй главе «Содержание опытно-экспериментальной работы» нами определены возможности драматической литературы в активизации познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения.

Заключение содержит подведение итогов проведенной работы.


Статьи о педагогике:

Методика работы над разными видами высказываний с различной лексической наполняемостью
К старшему дошкольному возрасту как заключительному этапу речевого развития детей перед началом их систематического школьного обучения предусматривается усложнение языкового материала и способов его введения в отработку на занятиях. В обучении детей предложениям как единицам речевых высказываний не ...

Принцип речевой направленности
Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает ор ...

Психологические собенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психическ ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru