Понятие и сущность познавательного интереса

Страница 1

Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не введёт к её участию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню, познавательной деятельности. Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересам. Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать и развивать новые социальные ценности. Огромную роль в пробуждении и развитии интереса к учению играют личность учителя, качество преподавания (в частности эмоциональная яркость и живость). Один из основных путей положительных, устойчивых и действенных познавательных интересов - понимание учащимся значение изучаемого материла.

Познавательный интерес несёт в себе функции интереса.

Объектом его является область познания. Центральное звено познавательного интереса - переработка интересующей информации, поиск активных связей в изучаемом явлении. Познавательный интерес требует от субъекта активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность.

Источником форм познавательного интереса в учебном процессе является содержание обучения и процесс деятельности, а индефекатором - уровень развития.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника, и должен оказывать сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически активизировать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, как стойкую черту личности, как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В него включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Особенности проведения экскурсий во внеурочное время
Задачами данного параграфа являются: 1. Раскрыть содержание понятий «экскурсия», «внеурочное время». 2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий с первоклассниками. Прежде чем раскрыть особенности экскурсий и рассмотреть, с какой целью они проводятся, мы раскроем содержание основных ...

Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности студентов КБГУ
В целях выявления актуального уровня социальной активности студентов вуза нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с применением методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.А. Мильмана и «Вопросника для выявления социального самоконт ...

Методы решения задач
Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический, практический и т. д. В основе каждого метода лежат различные виды математических моделей 1). Например, при алгебраическом методе решения задачи составляются уравнения или неравенства, пр ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru