Методика констатирующего эксперимента

Страница 1

В результате анализа литературы было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено развития словаря: неточное употребление слов, нарушение понимание значения слов, нарушение лексической системности, дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики. Для подтверждения этих данных нами было проведено экспериментальное исследование.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития пассивного и активного словаря прилагательных у детей с ОНР.

В ходе работы решались следующие задачи:

1. Подобрать методику по определению уровня сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Провести диагностику по определению уровня развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. Провести обработку и анализ полученных результатов.

База исследования – МБДОУ детский сад «Солнышко» г. Пыталово, группа для детей с нарушением речи. Эксперимент проводился в декабре 2012 года.

В эксперименте приняли участие две группы детей с ОНР по 6 человек в каждой.

Форма проведения эксперимента - индивидуальная

Для проведения эксперимента были выделены две группы испытуемых по 6 человек каждая.

При проведении методики констатирующего эксперимента были использованы следующие методы: словесная инструкция, наблюдение.

Этапы работы:

1. Обследование.

2. Анализ и обработка полученных данных.

Соблюдение требований при проведении методики:

· доступность, четкость инструкций;

· доступный темп предъявления заданий;

· единообразие условий проведения эксперимента для всех детей;

· соответствие заданий целям исследования.

Цель методики: исследование пассивного и активного словаря прилагательных.

Для исследования была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Г.А. Волковой [66], которая наиболее информативно показывает уровень сформированности атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР и исследования Н.А. Курочкиной.

Методика включает два раздела: 1 блок – исследование атрибутивного пассивного словаря, 2 блок – исследование активного атрибутивного словаря.

Блок I. Исследование пассивного словаря прилагательных.

Задание 1. Понимание антонимов - прилагательных.

Задача: выявить уровень сформированности пассивного словаря антонимов-прилагательных.

Речевой (наглядный) материал: предметные картинки (6 штук: ремень широкий и ремень узкий, книга толстая и книга тонкая, мяч большой и мяч маленький, забор высокий и забор низкий, шарф длинный и шарф короткий, стакан пустой и стакан полный).

Инструкция: «Покажи, где на картинке ремень широкий, а где узкий»

Где книга толстая, а где тонкая; где мяч большой, а где маленький; где забор высокий, а где низкий; где шарф длинный, а где короткий; где стакан полный, а где пустой.

Процедура выполнения: логопед называет признаки предмета, а ребенок показывает соответствие на картинке.

Критерии оценок: 6 проб. Максимальное количество балов – 12. 2 балла – правильное выполнение задания; 1 балл – затрудняется, поиск,

находит правильный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или неправильный ответ.

Задание 2. Понимание формы предмета.

Задача: выявить уровень сформированности пассивного словаря антонимов-прилагательных.

Речевой (наглядный) материал: предметные картинки (4 штуки: стол круглый и стол квадратный, флажок треугольный и флажок прямоугольный, шар круглый и шар овальный, тарелка квадратная и тарелка круглая).

Инструкция: «Покажи, где круглый стол, а где квадратный»

Где треугольный флажок, а где прямоугольный; где круглый шар, а где овальный; где тарелка квадратная, а где круглая.

Процедура выполнения: ребенку предлагаются картинки, логопед называет формы предмета, ребенок показывает.

Критерии оценок: 4 пробы. Максимальное количество баллов – 8. 2 балла – правильное выполнение, помощь со стороны логопеда не оказывается; 1 балл – затрудняется, поиск, верный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.

Задание 3. Понимание цвета.

Задача: выявить уровень сформированности пассивного словаря антонимов-прилагательных.

Речевой (наглядный) материал: цветные картинки (11 штук: красный цвет, синий, зеленый, голубой, желтый, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый, лазурный).

Инструкция: «Покажи красный цвет»

Синий, зеленый, голубой, желтый, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый, лазурный.

Процедура выполнения: логопед предлагает ребенку показать картинку с заданным цветом.

Критерии оценок: 11 проб. Максимальное количество баллов - 22. 2 балла – правильное выполнение задания; 1 балл – затрудняется, поиск, правильный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или неправильный ответ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Современное применение технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко
Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений. Несмотря на то, что да ...

Проблема эмоций и чувств в психолого-педагогической литературе
Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: 1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров). 2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев). 3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. ...

Информатизация системы образования
Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Мир меняется стремительно, меняются и требования к системе образования. Она уже сегодня должна ориентироваться на те потребности общества, которые ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru