Методика констатирующего эксперимента

Страница 4

Леша О. Быстро и правильно выполнил задания на обследование пассивного словаря прилагательных. При обследовании активного словаря темп значительно снизился. Ребенку оказывалась помощь, в виде наталкивающего вопроса или привлечением его внимания (повторном вопросе). Наиболее трудно ребенку было назвать виды пейзажной живописи – назвал только «морской» пейзаж (2 балла за задание) и подобрать синонимы (например, к слову «грустный», близкое по значению назвал «негрустный», или к слову «радостный» - синоним «хороший»). У Леши недостаточно сформированы представления о величине: затруднения проявлялись в неправильном определении величины предметов на картинках, а так же в неправильном подборе антонимов, например, к слову «толстый», мальчик назвал слово «худой», а к слову «высокий» - противоположное «маленький». В целом, Леша хорошо справился с заданием на умение подбирать антонимы к прилагательным (14 баллов), неплохо различает цвета (путает лазурный и голубой; не знает сиреневый и лазурный цвета). Хорошо различает формы предметов на картинках, но самостоятельно не может назвать треугольную и овальную формы. За все задания мальчик набрал 73 балла, что говорит о среднем уровне развития словаря.

Ульяна Т. с интересом отнеслась к заданию. Выполняла задания в среднем темпе, обдумывала ответы. Часто называла слово, а затем сразу же пыталась исправить его или переспрашивала у логопеда: правилен ли ее ответ. Наибольшие трудности были заметны в блоке обследования активного словаря, затруднения в различении форм геометрических фигур (овал – «длинный», прямоугольник «прямой», не знает треугольную форму), 4 балла за задание. Трудности в подборе синонимов (к слову «красивый» Уля назвала близкое по значению «очень красивый»). Ребенок путает или не знает некоторые цвета, так на голубой цвет показала лазурный, вместо сиреневого – оранжевый. В блоке на исследование активного словаря цветов, не назвала оранжевый цвет, лазурный, голубой, коричневый. В задании (4) на понимание видов пейзажной живописи, правильно показала картинки и набрала максимальное количество баллов (8 б.); а в задании 5 (активный словарь), сельский пейзаж назвала «деревенским», морской и лесной пейзаж назвала с помощью, а городской пейзаж не назвала совсем. За все задания методики девочка набрала 74 балла, что показывает средний уровень развития атрибутивного словаря.

Лера Л. хорошо справилась с заданиями и показала высокий уровень развития словаря. Задания выполняла быстро. Повторных инструкций не требовалось. Из трудностей, можно отметить, незнание некоторых форм геометрических фигур (прямоугольной формы, путает треугольник и прямоугольник). Так же девочка не знает некоторых оттенков цветов (коричневый, назвала с трудом, на лазурный цвет показала голубой, не знает сиреневый цвет). Лера хорошо знает и различает величину предметов, так за 1 задание набрала максимальное количество баллов – 12. В задании на исследование словаря антонимов допустила 1 ошибку: к слову «тупой», подобрала слово «нетупой». Хорошо справилась с заданием на понимание видов пейзажной живописи, правильно показав каждый из них, а вот в блоке обследования активного словаря, в задании на употребление видов пейзажной живописи допустила 1 ошибку, не назвав сельский пейзаж. Аграмматизмов, при ответах, не наблюдалось. Лера показала самый высокий результат среди группы 1 – 95 баллов.

Анализ диаграммы показал, что лучше всех в данной группе с заданием справился Глеб К. (78 баллов). Кирилл А. (67 баллов) показал средний уровень развития словаря. Дима Х (41 балл) – самый низкий результат, а так же Полина Н. (45 баллов), Костя В. (58 баллов) и Артем Д. (48 баллов) показали низкий уровень развития атрибутивного словаря.

Рис. 2. Состояние словаря у детей группы № 2 на констатирующем этапе эксперимента в баллах.

Качественный анализ ответов детей на констатирующем этапе эксперимента группы № 2.

Дима Х. без интереса отнесся к заданию. Вел себя не дисциплинированно – отказывался отвечать на вопросы. Можно отметить, что пассивный словарь развит значительно лучше, ребенок в этом блоке сотрудничал больше, показывал картинки, хотя, многие из них неправильно. Не знает многих цветов (не показал желтый, голубой, коричневый, сиреневый, оранжевый, лазурный; не назвал зеленый, голубой, желтый; вместо белого зайчика – «серый», оранжевый апельсин – «рыжий апельсин»), геометрических фигур (знает, показывает и называет только круглую фигуру), не сформированы понятия о величине (не показал длинный шарф и короткий, широкий ремень и узкий, а так же не подобрал правильно антоним к словам: толстый – «узкий», высокий – «маленький»). Труднее всего для ребенка оказалось задание на употребление синонимов прилагательных (0 баллов), отказывался от задания словом: «не знаю», к слову красивый – близкое слово назвал «хороший». Дима назвал только морской пейзаж в 5 задании, ошибкой в этом задании было обозначение сельского пейзажа – «деревенским», хотя в блоке на выявление пассивного словаря не назвал только лесной пейзаж. Итак, во многих заданиях выявлены такие ошибки как: смысловые замены, замены сходных по значению слов, смешение и неточная дифференцировка признаков предметов. Мальчик показал самый низкий результат среди обследуемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Психические процессы. Внимание
Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком либо объекте. Оно необходимо и при восприятии, мышлении, действии. Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается в более ясном и отчетливом протекании психических про ...

Силовая подготовка – основа физической подготовленности школьников старших классов
Многие авторы отмечают, что школьники 9-11 классов имеют недостаточную скоростную, силовую, скоростно - силовую подготовку (А.В. Лотоненко, 1988; Н.М. Соловьев, 1982; В.В. Волков, 1984; В.Г. Присенко, 1984 и д.р.) что создает определенные трудности при разучивании нового материала на уроках физичес ...

Критерии оценки уровня развития творческого потенциала подростков
Для того чтобы процесс развития творческого потенциала подростков осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях его развития у учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью и ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru