Методика констатирующего эксперимента

Страница 2

Задание 4. Понимание видов пейзажной живописи.

Задача: выявить уровень сформированности пассивного словаря прилагательных, обозначающих виды пейзажной живописи.

Речевой (наглядный) материал: картинки (4 штуки: лесной пейзаж, сельский пейзаж, городской пейзаж, морской пейзаж).

Инструкция: «Покажи, где лесной пейзаж»

Сельский, городской, морской.

Процедура выполнения: ребенку предлагаются картинки, логопед называет вид пейзажа, ребенок показывает.

Критерии оценок: 4 пробы. Максимальное количество баллов – 8. 2 балла – правильное выполнение, помощь со стороны логопеда не оказывается; 1 балл – затрудняется, поиск, верный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.

Блок II. Исследование активного словаря прилагательных.

Задание 1. Исследование активного словаря антонимов-прилагательных

Задача: выявить уровень сформированности активного словаря антонимов-прилагательных.

Речевой (наглядный) материал: слова - прилагательные (9 штук: холодный, ленивый, твердый, сухой, кислый, злой, толстый, тупой, высокий).

Инструкция: «Скажи наоборот. Например: больной – здоровый»

Холодный - ., Ленивый - ., Твердый - …, Сухой - …, Кислый - …, Злой - ., Толстый - …, Тупой - …, Высокий - … .

Процедура выполнения: логопед предлагает ребенку подобрать слово, противоположное названному.

Критерии оценок: 9 проб. Максимальное количество баллов - 18. 2 балла – правильное выполнение; 1 балл – затрудняется, поиск, правильный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или неправильный ответ.

Задание 2. Употребление прилагательных, обозначающих цвет.

Задача: выявить уровень сформированности активного словаря прилагательных, обозначающих цвет.

Речевой (наглядный) материал: предметные картинки (11 штук: цветок, помидор, кресло, яблоко, шар, банан, зайчик, сапоги, шоколад, апельсин, небо).

Инструкция: «Скажи, какого цвета эти предметы? Например: цветок сиреневый»

Помидор (красный), кресло (синее), яблоко (зеленое), шар (голубой), банан (желтый), зайчик (белый), сапоги (черные), шоколад (коричневый), апельсин (оранжевый), небо (лазурное).

Процедура выполнения: ребенку предлагаются предметные картинки. Логопед задает вопрос, ребенок отвечает.

Критерии оценок: 10 проб. Максимальное количество баллов – 20. 2 балла – правильное выполнение; 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда находит; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.

Задание 3. Употребление прилагательных, обозначающих форму.

Задача: выявить уровень сформированности активного словаря антонимов-прилагательных, обозначающих форму.

Речевой (наглядный) материал: формы геометрических фигур: треугольник, овал, квадрат, круг, прямоугольник.

Инструкция: «Скажи, какой формы эти предметы?»

Процедура выполнения: ребенку предлагаются предметные картинки. Логопед задает вопрос, а ребенок отвечает на него.

Критерии оценок: 5 проб. Максимальное количество баллов – 10. 2 балла – правильное выполнение; 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда называет правильно; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.

Задание 4. Употребление синонимов прилагательных.

Задача: выявить уровень сформированности активного словаря синонимов.

Речевой (наглядный) материал: слова – прилагательные (4 штуки: грустный, радостный, красивый, смелый).

Инструкция: «К словам, которые я назову, подбери слова – приятели. Например: если я скажу слово «огромный», то близкое ему слово можно назвать «большой»».

Грустный – (печальный), радостный – (веселый), красивый – (прекрасный), смелый – (отважный).

Процедура выполнения: логопед называет ребенку слова, а ребенок должен назвать слово, близкое по значению.

Критерии оценок: 4 пробы. Максимальное количество баллов – 8. 2 балла – правильное выполнение; 1 балл – затрудняется, поиск, правильное выполнение с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или неправильный ответ.

Задание 5. Употребление в речи прилагательных, обозначающих виды пейзажа.

Задача: выявить уровень сформированности активного словаря прилагательных, обозначающих виды пейзажной живописи.

Речевой (наглядный) материал: картинки (4 штуки: лесной пейзаж, сельский пейзаж, городской пейзаж, морской пейзаж).

Инструкция: «Назови, какой это пейзаж»

Морской, сельский, городской, морской.

Процедура выполнения: логопед просит ребенка назвать вид пейзажа на картинке, ребенок называет.

Критерии оценок: 4 пробы. Максимальное количество баллов – 8. 2 балла – правильное выполнение задания; 1 балл – затрудняется, поиск, правильное выполнение с помощью логопеда: 0 баллов – отказ или неправильный ответ.

В результате выполнения всех заданий методики, испытуемый мог набрать наивысший балл – 114 баллов. 114 – 98 баллов, соответствует высокому уровню сформированности атрибутивного словаря; 97 – 83 балла – среднему уровню; 82 – 68 баллов, соответствует низкому уровню сформированности атрибутивного словаря ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, о ...

Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, име ...

Описание и результаты опытно-экспериментальной работы
социокультурный мотивация французский язык В средней школе при обучении ИЯ возможности изучения языка одновременно с изучением национальной культуры, к сожалению, используются не в полной мере. Отсутствие достоверных источников о стране изучаемого языка приводит к тому, что убеждение учащихся форми ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru