Характеристика функционального состояния организма школьников

Страница 1

С момента рождения ребёнка и до 16 лет сердце увеличивается больше, чем в 10 раз, причём рост размеров сердца идёт неравномерно в разные возрастные периоды. Наиболее интенсивный прирост сердца наблюдается на первом году жизни и в возрасте от 13 до 17 лет. За время пубертатного периода объём сердца увеличивается больше, чем в два раза, между тем как масса всего тела за этот же период увеличивается в 1,5 раза. По мнению ряда авторов, темп прироста объёма сердца в подростковом возрасте не соответствует росту просвета сосудов. Это отставание может являться одной из причин повышенного артериального давления в подростковом возрасте.

В 13-14-летнем возрасте наблюдается резкое увеличение объёма и веса сердца. Например, если в детском возрасте (7-10 лет) объём сердца составляет 90 см3 , а вес - 132 г, то в 13-14 лет - соответственно 130 см3 и 180 г. Однако эти параметры сердец подростков значительно уступают параметрам сердец взрослых (например, объём сердца взрослого человека равняется в среднем 280 см3). Ряд исследователей считают, что частота пульса закономерно отражает возрастные особенности человека в процессе роста. Так, по мнению А.А. Маркосяна (56, 57), в период возрастного развития частота пульса уменьшается и в подростковом возрасте приближается к величине, регистрируемой у взрослого человека.

Частота пульса у подростков 13-14 лет уменьшается по сравнению с детским возрастом (8-10 лет) с 80-85 до 72-78 ударов в минуту. Вместе с тем в подростковом возрасте регистрируется значительная дыхательная аритмия (диапазон колебания частоты пульса доходит до 30 сокращений в минуту). В дальнейшем, по мере роста и развития организма, аритмия встречается реже.

Известно, что частота пульса является весьма лабильным показателем функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека. Во время максимальной работы частота пульса у детей 8-9 лет достигает 184 удара в минуту, у 12-13-летних - 206 ударов в минуту.

С возрастом систолический и минутный объём крови повышается, однако систолический объём крови изменяется более интенсивно, чем минутный . А.А. Маркосян объясняет этот факт уменьшением частоты сердечных сокращений. Если у десятилетних детей систолический объём крови составляет 37 мл, то у 13-16-летних подростков эта величина достигает 59 мл; соответственно минутный объём увеличивается с 3,3 до 3,8 л.

Занятия спортом влекут за собой существенное изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Как отмечалось выше, с возрастом частота пульса снижается. То же самое наблюдается в связи с занятиями спортом. Так, если в 12-летнем возрасте частота пульса юных спортсменов составляет 79 ударов в минуту, то в 14 лет она снижается до 72.

Мышечная деятельность приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, причём с возрастом прирост частоты пульса во время выполнения упражнений увеличивается. Если у детей восьми лет прирост частоты пульса в первую минуту интенсивной мышечной деятельности составляет 50% по отношению к исходному фону, то у 17-летних юношей эта величина равна 72% .

У тренированных детей частота пульса после окончания работы ниже, чем у детей, не занимающихся спортом. Многие исследователи указывают, что хронотропная реакция сердца у юных спортсменов более выражена, чем у взрослых. Например, если у 13-14-летних спортсменов после окончания 20 приседаний частота пульса составляет 114-119 ударов в минуту, то у 20-летних – 103 удара в минуту; после 15-секундного бега - соответственно 140-142 и 128 ударов в минуту. Значительное учащение частоты пульса у подростков наблюдается и после бега на различные дистанции - от 178 до 276 ударов в минуту.

О функциональных возможностях вегетативной системы организма юных спортсменов можно судить по характеру приспособляемости этих систем к заданной мышечной работе. Период врабатывания у них в среднем короче, чем у взрослых спортсменов. Но даже у физически хорошо развитых и тренированных подростков работоспособность меньше, чем у взрослых.

Многие исследователи отмечают в период полового созревания хорошие приспособительные возможности сердечно-сосудистой системы подростков к мышечным напряжениям. Но по этому вопросу есть и противоположное мнение. Так, А.В. Коробков считает, что занятия спортом в период полового созревания приводят к снижению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы по сравнению с детским возрастом. Вместе с тем Р.А. Шабунин и Л.С.Дворкина не подтвердили данное утверждение. Авторы на основании своих исследований показали, что в период полового созревания занятия спортом приводят к образованию стойких временных связей в центральной нервной системе, регулирующих функциональную деятельность сердечно-сосудистой системы. У тренированных подростков после окончания статического напряжения феномен Лингарда (отрицательная фаза пульса) менее выражен, чем у нетренированных сверстников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Классификация учебных проектов
Еще один разработчик метода проектов, американский профес­сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение ...

Образцы склонения прилагательных
Склонение прилагательных с основой на парно-твердую согласную (твердая разновидность). Единственное число Мужской род Средний род И. нов-ый молод-ой нов-ое молод-ое Р. нов-ого молод-ого Д. нов-ому молод-ому В. нов-ый и нов-ого молод-ой и молод-ого нов-ое молод-ое Тв. нов-ым молод-ым Пр. (о) нов-ом ...

Стратегия и важнейшие институты формирования экологической культуры школьников
Особое место в формировании личности современного школьника занимает система экологических ценностей, значимость которых существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды, а в перспективе ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru