Изометрические упражнения как средство общесиловой подготовки волейболистов 12-14 лет
На протяжении многих лет в отечественной спортивной науке не утихает дискуссия о возможностях использования отягощений в силовой подготовке юных спортсменов в игровых видах спорта. Еще больше противоречивых мнений имеется по вопросам применения отягощений в силовой подготовке юных спортсменов подросткового возраста. В основном противоречия относятся к планированию тех или иных величин отягощений в различных видах спорта, в том числе и в волейболе. При этом в этом виде спорта возникает ряд вопросов: «можно ли на ранних этапах спортивной подготовки юных волейболистов включать интенсивные методы развития силы?», «можно ли ограничиться при силовой подготовке юных волейболистов малыми нагрузками, или вовсе исключить различные отягощения из средств силовой подготовки детей и подростков?». На эти и многие другие вопросы в тренировки юных волейболистов мы не находим исчерпывающих ответов.
По мнению А.Н. Беляева (2004) общая силовая подготовленность волейболистов характеризуется комплексным развитием силы мышечных групп. Она приобретается посредством выполнения разнообразных физических упражнений в процессе ОФП и является фундаментом для специальной силовой подготовки. Автор считает, что на этапе начальной подготовки (10-13 лег) следует применять динамические упражнения с незначительными отягощениями (акробатика, гимнастика на снарядах, метания, прыжки, игры на местности и др.).
Вместе с тем известны исследования, в которых говорится о том, что 12-14-летний возраст является наиболее благоприятным для эффективного развития силы и скоростно-силовых качеств.
В то же время в методической литературе весьма мало научно-обоснованных рекомендаций по применению тех или иных вариантов развития силы в различных видах спорта в детском или подростковом возрасте. Более того, мы не встретили специальных работ, направленных на изучение и разработку методики силовой подготовки юных воглейболистов подросткового возраста, да и представителей других игровых видов спорта, где бы широко использовались дозированные отягощения.
Отсюда вытекает актуальность нашей научной работы, заключающаяся в разработке специальных методик силовой подготовки с применением различных дозированных нагрузок, позволяющих направленно воздействовать на процесс физического совершенствования и спортивной подготовки юных волейболистов 12-14 лет.
Объект исследования - процесс спортивной подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта.
Предмет исследования - методика и технология развития силы юных волейболистов на основе использования изометрических нагрузок в комплексе с динамическими упражнениями
Цель исследования: Повышение уровня общефизической подготовки юных волейболистов 12-14 лет на основе применения изометрических силовых нагрузок.
Гипотеза. Рабочая гипотеза строилась на известных научно-теоретических разработках В.К.Бальсевича, 2000, 2001; А.А. Гужаловского, 1984, Л.С. Дворкина, 2001, 2005; Л.С. Дворкина, С.В. Новаковского С.В.Степанова, 2002 и др., доказывающих возможность направленного использования статических напряжений для развития, как мышечной силы, так и статической выносливости в молодом возрасте). В этой связи было предположено, что научное обоснование методики силовой подготовки юных волейболистов 12-14 лет, основанной на применении изометрических и миометрических нагрузок, позволит расширить методическую базу не только их общей физической, но и специальной подготовки.
Задачи исследования:
Исследовать влияние упражнений изометрическогого характера на процесс изменения физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма юных волейболистов 12-14 лет.
2. Разработать методику применения комплексного метода развития силы в тренировке волейболистов 12-14 лет при помощи эффективного сочетания изометрических и динамических нагрузок.
Научная новизна.
1. Обоснована и экспериментально подтверждена возможность использования изометрических упражнений локального воздействия в процессе силовой подготовки юных волейболистов 12-14 лет.
2. Выявлены особенности функционирования двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при выполнении изометрических упражнений у волейболистов 12-14 лет.
Практическая значимость. Предложена методика тренировки юных волейболистов подросткового возраста с применением изометрических напряжений в сочетании с динамическими упражнениями. Даны педагогические характеристики и оценки различных сторон силовой подготовки школьников, а также их физического развития.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Установлено, что традиционная методика занятий в секции волейбола в 12-14-летнем возрасте, в которой не уделяется должного внимания специальной силовой подготовке с применением различных режимов мышечной работы (изометрического и динамического характера) не оказывает существенного влияния на естественный процесс развития этого физического качества. Нарастание с возрастом мышечной массы является главным условием увеличения силовых возможностей подростков, не занимающихся развитием силы при помощи дозированных отягощений.
2. Выявлено, что в 12-14 лет у мальчиков-волейболистов наблюдается недостоверное увеличение максимальной величины изометрической силы (удержание максимального груза в течение 2 с на вытянутых в сторону руках). Годичные занятия в секции волейбола в возрастных группах 12-, 13-летних спортсменов не приводят к достоверному приросту изометрической выносливости (удержание груза в 30% от максимального до отказа). И только в 14-летнем возрасте этот показатель проявления мышечной силовой выносливости у юных волейболистов начинает достоверно улучшаться.
Внедрение результатов работы. Результаты магистерской диссертационной работы нашли своё отражение в материалах лекций для студентов для студентов кафедры ФОТ КГУФКСТ, а также в практике работы тренеров по волейболу ДЮСШ и учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Краснодара.
Полученные результаты были доложены на научных конференциях студентов и молодых ученых КГУФКСТ, а также на семинарах тренеров детско-спортивных школ и учителей физической культуры г. Краснодара в 2007-2008 годах.
- Характеристика понятия «сила»
- Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
- Влияние занятий спортом на физическое развитие учащихся
- Педагогические и возрастные предпосылки силовой подготовки школьников
- Характеристика функционального состояния организма школьников
- Развитие силовой, скоростной и скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов в естественных условиях учебы в школе
- Динамика силовых возможностей волейболистов 12-14 лет при выполнении изометрического упражнения локального воздействия
- Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
Статьи о педагогике:
Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического
развития детей дошкольного возраста
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих ру ...
Профессиональное самоопределение как цель предпрофильной подготовки
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных ...
Анализ результатов экспериментальной работы
Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаим ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования