Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
Для изучения ритма сердечной деятельности подростков использовался метод непрерывной регистрации частоты пульса непосредственно во время мышечной работы (методика описана во второй главе).
Известно, что частота пульса является весьма лабильным показателем функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека. До начала проведения эксперимента с юными волейболистами проводилась беседа, во время которой их знакомили с условиями предстоящего эксперимента. Поэтому эмоциональное возбуждение перед началом эксперимента у большинства испытуемых было небольшим, однако, полностью исключить его мы, конечно, не могли.
Частота пульса записывалась на стандартном электрокардиографе до начала изометрического напряжения, во время его выполнения и в восстановительном периоде. В данном исследовании принимали участие юные волейболисты 12-14-летнего возраста (40 чел.) и их сверстники, не занимавшиеся спортом (46 чел.).
Частота пульса в исходном фоне до начала выполнения изометрического упражнения. Исследования показали, что частота пульса в исходном фоне у волейболистов-мальчиков 12-14 лет соответствовала возрастным нормам. Из табл. 3.13 видно, что наименьший уровень частоты пульса в исходном фоне среди всех испытуемых был у 14-летних подростков. Следовательно, мы отмечаем зависимость фактора снижения частоты сердцебиения с возрастом.
Однако из данной таблицы видно, что во всех возрастных группах частота пульса у тренированных подростков в исходном фоне была меньше, чем у их сверстников, не занимавшихся спортом. Так, разница в группе 12-летних подростков составила 5,9 уд/мин (t = 2,3), в 13-летних - 7,4 (t = 3,2) и 14-летних - 5,1 уд/мин (t = 1,97).
Таблица 3.13 - Частота пульса в исходном фоне перед началом изометрического напряжения, уд/мин
Возраст, лет |
Исследуемые группы подростков |
n |
Статистические показатели | ||
Мi± mх |
d |
V,% | |||
12 |
Нетренированные Волейболисты |
18 12 |
82,4 ± 1,6 76,5 ± 1,6 |
7,0 5,7 |
8,5 7,4 |
13 |
Нетренированные Волейболисты |
14 16 |
80,2 ± 2,12 72,8 ± 1,2 |
7,85 4,7 |
9,8 6,5 |
14 |
Нетренированные Волейболисты |
14 12 |
75,2 ± 2,35 70,1 ± 1,4 |
7,05 5,0 |
9,4 7,2 |
Следовательно, силовая подготовка юных волейболистов в течение года привела к достоверному снижению частоты пульса в покое по отношению к нетренированным сверстникам. Это позволяет нам в известной мере говорить о том, что занятия с тяжестями в волейболистов подросткового возраста приводят к развитию брадикардии.
Частота пульса во время изометрического напряжения. Во время изометрического напряжения частота пульса регистрировалась через каждые 5 секунд. Данное упражнение заключалось в удержании до отказа в позе конькобежца груза, равного 30% от собственного веса (Глава 2). Регистрировались максимальные показатели частоты пульса, а также рассчитывалась средняя частота пульса за весь период изометрического напряжения. Продолжительность такой работы показана в табл. 3.14.
Из таблицы 4.7 видно, что показатель изометрической выносливости в группе юных волейболистов был значительно выше, чем в контрольной группе сверстников, причём наибольший разрыв в развитии данного качества наблюдается у подростков 12 лет - 11,1 с (45,3%), в 13 лет это различие составило 9,8 с (34,6%), а в 14 лет - 9 с (26,2%). Показатель коэффициента вариации, характеризующий индивидуальные физические различия, во всех случаях был наименьшим в группе юных волейболистов. Следовательно, силовая подготовка в течение года позволила в значительной степени сблизить индивидуальные уровни изометрической выносливости волейболистов 12-14 лет.
Таблица 3.14 - Средняя продолжительность изометрического напряжения (“Поза конькобежца”), с
Статистические показатели |
12 лет |
13 лет |
14 лет | |||
нетренированные |
волейболисты |
нетренированные |
волейболисты |
нетренированные |
волейболисты | |
М ± m |
24,5 ± 1,2 |
35,6 ± 1,8 |
28,3 ± 1,2 |
38,1 ± 1,2 |
30,2 ± 1,9 |
39,2 ± 1,4 |
d |
4,9 |
6,2 |
5,6 |
4,7 |
7,1 |
4,9 |
V,% |
20,0 |
17,4 |
19,8 |
12,3 |
23,5 |
12,5 |
Статьи о педагогике:
Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...
Теоретические позиции проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения: - в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей; - образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; ...
Работа с воспитателями
Для развития словарного запаса воспитателям можно порекомендовать проводить периодически физкультурные минутки(примеры приведены ниже). 1. Звериная зарядка. Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться кулачками потереть глаза Любят долго потянуться потянуться Обязатель ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования