Педагогическая система Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.
Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.
Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы.
1.Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».
2.Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны.
3.Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Статьи о педагогике:
Работа с родителями
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаго ...
Эстетическое воспитание на примере творческого
объединения
А.С.Макаренко, придавая огромное значение эстетическому воспитанию, неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность по законам красоты, человек преображается сам. Эстетическое воспитание начинается с создания определе ...
Воспитание патриотизма – как основа воспитания чувства гражданственности у
детей старшего дошкольного возраста
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновацион ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования