Методика констатирующего эксперимента

Страница 3

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

В результате обследования мы получили данные об уровне развития атрибутивного пассивного и активного словаря. Данные были занесены в протоколы (Приложение 2).

Анализ протоколов обследования позволил составить таблицы 1 и 2 (Приложение 3), в которых отражаются количественные результаты констатирующего эксперимента групп № 1 и № 2.

Из результатов таблиц видно, что группа № 1 справилась с заданиями лучше и набрала в общей сумме 445 баллов; группа № 2 справилась с заданиями хуже и набрала 337 баллов. В группе № 1 самый высокий результат составляет 95 баллов, а самый низкий – 49 баллов. В группе № 2 Самый высокий результат – 78 баллов, а самый низкий – 41. В связи с тем, что самый низкий результат, который составляет 41 балл и самый высокий результат – 95 баллов, полученных нами в результате эксперимента, уровни успешности выполнения заданий раскрылись следующим образом:

Высокий уровень – 78 – 95 баллов;

Средний уровень – 60 – 77 баллов;

Низкий уровень – 41 – 59 баллов.

Проанализировав протоколы, мы построили диаграммы, в которых отразились результаты исследования словаря прилагательных у каждого ребенка группы № 1 и группы № 2.

Анализ диаграммы показал, что лучше всех справились с заданиями Лера Л. (95 баллов), Кирилл М. (92 балла). Самый низкий результат в данной группе показала Даша М. (49 баллов). Ульяна Т. (74 балла), Леша О. (73 балла) и Дима Ш. (62 балла) показали средний результат при выполнении заданий.

Рис. 1. Состояние словаря у детей группы № 1 на констатирующем этапе эксперимента в баллах.

Качественный анализ ответов детей на констатирующем этапе эксперимента группы № 1.

Кирилл М. хорошо справился с заданиями, показал высокий результат. С интересом выполнял задания и в итоге успешно с ними справился. Можно отметить, что ребенок, не дослушав инструкцию, брался выполнять задание. Наблюдался поиск слов, в нескольких случаях просил оказать помощь словами «я знаю, но не помню как называется». В блоке на исследование пассивного словаря допустил мало ошибок: показал вместо коричневого цвета – сиреневый, вместо лазурного – голубой. В блоке на исследование активного словаря, допустил ошибку на подбор антонима к слову «злой», назвав противоположное «незлой». Мальчик путает цвета, серый – коричневый, назвал апельсин не оранжевым, а ярким. Формы геометрических фигур недостаточно дифференцированы, путает треугольную, прямоугольную формы. Кирилл хорошо справился с заданием на подбор синонимов к прилагательным и набрал за это задание наивысший балл (8 баллов). Не смог мальчик правильно назвать виды пейзажной живописи (сельский; «морской» – «водный»), хотя в блоке пассивного словаря правильно показал все виды пейзажной живописи.

Дима Ш. выполнял задания в среднем темпе и показал средний уровень развития словаря. У мальчика наблюдалось неустойчивое внимание. Невнимательно слушал инструкцию, приступал к выполнению спонтанно. Можно отметить, что ребенок не разграничивает геометрические фигуры (треугольной формы и прямоугольной), путает цвета (не показал коричневый, сиреневый и лазурный цвета, в блоке активного словаря не сказал, какого цвета апельсин, небо (лазурное) сравнивал с голубым шаром, но цвет правильно так и не назвал). Трудности наблюдались в 1-м задании (активный словарь): мальчик не всегда правильно и быстро мог подобрать противоположные по значению слова, например «толстый» - «худой», или неправильно подбирал по смыслу: «высокий» - «длинный», «твердый» - «тяжелый». Трудным для Димы оказалось задание на употребление синонимов прилагательных, например к слову «красивый» - мальчик подобрал слово «хороший», а для слова «радостный» - «красивый». В последнем задании, направленном на выявление употребления видов живописи, мальчик образовывал прилагательные от существительных; так смотря на картинку с изображением лесного пейзажа, обозначил его как «деревьевый» пейзаж. В некоторых случаях ребенку оказывалась помощь.

Даша М. безразлично приступила к выполнению заданий, очень торопилась. Невнимательно слушала инструкцию и задание. Проявила себя не дисциплинированной, так как часто уходила от темы и начинала рассказывать о ее личных событиях. Наиболее трудными заданиями оказались: подбор синонимов (1 балл за задание), к слову «радостный» – подобрала слово «добрый», в других случаях отвечала «не знаю». Сложным заданием оказалось употребление жанров пейзажной живописи (0 баллов), Даша не назвала ни одного, хотя в блоке обследования пассивного словаря правильно показала соответствующие картинки. Так же затруднения обусловлены неправильным употреблением цвета (не знает многих цветов: голубого, оранжевого, лазурного, сиреневого, коричневого. Например, в задании: назвать какого цвета предмет, называет голубой шар, «светлый, синий»), а так же не разграничивает форму предметов (прямоугольную форму обозначает как «квадратную»). Всего 6 баллов из 18 девочка набрала за задание на подбор антонимов: к слову «толстый» противоположное слово «маленький»; к слову «высокий» - сначала «длинный», затем «маленький». Следовательно, ребенок плохо дифференцирует предметы по форме, величине и цвету. Даша показала низкий уровень развития словаря.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Р Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интерес ...

Принцип речевой направленности
Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает ор ...

Условия организации труда
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того чтобы ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru