Методика констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
В результате обследования мы получили данные об уровне развития атрибутивного пассивного и активного словаря. Данные были занесены в протоколы (Приложение 2).
Анализ протоколов обследования позволил составить таблицы 1 и 2 (Приложение 3), в которых отражаются количественные результаты констатирующего эксперимента групп № 1 и № 2.
Из результатов таблиц видно, что группа № 1 справилась с заданиями лучше и набрала в общей сумме 445 баллов; группа № 2 справилась с заданиями хуже и набрала 337 баллов. В группе № 1 самый высокий результат составляет 95 баллов, а самый низкий – 49 баллов. В группе № 2 Самый высокий результат – 78 баллов, а самый низкий – 41. В связи с тем, что самый низкий результат, который составляет 41 балл и самый высокий результат – 95 баллов, полученных нами в результате эксперимента, уровни успешности выполнения заданий раскрылись следующим образом:
Высокий уровень – 78 – 95 баллов;
Средний уровень – 60 – 77 баллов;
Низкий уровень – 41 – 59 баллов.
Проанализировав протоколы, мы построили диаграммы, в которых отразились результаты исследования словаря прилагательных у каждого ребенка группы № 1 и группы № 2.
Анализ диаграммы показал, что лучше всех справились с заданиями Лера Л. (95 баллов), Кирилл М. (92 балла). Самый низкий результат в данной группе показала Даша М. (49 баллов). Ульяна Т. (74 балла), Леша О. (73 балла) и Дима Ш. (62 балла) показали средний результат при выполнении заданий.
Рис. 1. Состояние словаря у детей группы № 1 на констатирующем этапе эксперимента в баллах.
Качественный анализ ответов детей на констатирующем этапе эксперимента группы № 1.
Кирилл М. хорошо справился с заданиями, показал высокий результат. С интересом выполнял задания и в итоге успешно с ними справился. Можно отметить, что ребенок, не дослушав инструкцию, брался выполнять задание. Наблюдался поиск слов, в нескольких случаях просил оказать помощь словами «я знаю, но не помню как называется». В блоке на исследование пассивного словаря допустил мало ошибок: показал вместо коричневого цвета – сиреневый, вместо лазурного – голубой. В блоке на исследование активного словаря, допустил ошибку на подбор антонима к слову «злой», назвав противоположное «незлой». Мальчик путает цвета, серый – коричневый, назвал апельсин не оранжевым, а ярким. Формы геометрических фигур недостаточно дифференцированы, путает треугольную, прямоугольную формы. Кирилл хорошо справился с заданием на подбор синонимов к прилагательным и набрал за это задание наивысший балл (8 баллов). Не смог мальчик правильно назвать виды пейзажной живописи (сельский; «морской» – «водный»), хотя в блоке пассивного словаря правильно показал все виды пейзажной живописи.
Дима Ш. выполнял задания в среднем темпе и показал средний уровень развития словаря. У мальчика наблюдалось неустойчивое внимание. Невнимательно слушал инструкцию, приступал к выполнению спонтанно. Можно отметить, что ребенок не разграничивает геометрические фигуры (треугольной формы и прямоугольной), путает цвета (не показал коричневый, сиреневый и лазурный цвета, в блоке активного словаря не сказал, какого цвета апельсин, небо (лазурное) сравнивал с голубым шаром, но цвет правильно так и не назвал). Трудности наблюдались в 1-м задании (активный словарь): мальчик не всегда правильно и быстро мог подобрать противоположные по значению слова, например «толстый» - «худой», или неправильно подбирал по смыслу: «высокий» - «длинный», «твердый» - «тяжелый». Трудным для Димы оказалось задание на употребление синонимов прилагательных, например к слову «красивый» - мальчик подобрал слово «хороший», а для слова «радостный» - «красивый». В последнем задании, направленном на выявление употребления видов живописи, мальчик образовывал прилагательные от существительных; так смотря на картинку с изображением лесного пейзажа, обозначил его как «деревьевый» пейзаж. В некоторых случаях ребенку оказывалась помощь.
Даша М. безразлично приступила к выполнению заданий, очень торопилась. Невнимательно слушала инструкцию и задание. Проявила себя не дисциплинированной, так как часто уходила от темы и начинала рассказывать о ее личных событиях. Наиболее трудными заданиями оказались: подбор синонимов (1 балл за задание), к слову «радостный» – подобрала слово «добрый», в других случаях отвечала «не знаю». Сложным заданием оказалось употребление жанров пейзажной живописи (0 баллов), Даша не назвала ни одного, хотя в блоке обследования пассивного словаря правильно показала соответствующие картинки. Так же затруднения обусловлены неправильным употреблением цвета (не знает многих цветов: голубого, оранжевого, лазурного, сиреневого, коричневого. Например, в задании: назвать какого цвета предмет, называет голубой шар, «светлый, синий»), а так же не разграничивает форму предметов (прямоугольную форму обозначает как «квадратную»). Всего 6 баллов из 18 девочка набрала за задание на подбор антонимов: к слову «толстый» противоположное слово «маленький»; к слову «высокий» - сначала «длинный», затем «маленький». Следовательно, ребенок плохо дифференцирует предметы по форме, величине и цвету. Даша показала низкий уровень развития словаря.
Статьи о педагогике:
Типология городов
Типология — метод познания сложных объектов, основанный на выявлении главных их свойств. Н.Н. Баранский считал вопрос о типологии городов одним из двух главных общих вопросов, которые возникают при изучении городов. В.В. Покшишевский назвал типологию могущественным инструментом обобщения. Типология ...
Основное понятие «речевого навыка»
Навык есть способность совершать относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности, которое благодаря наличию полного комплекса качеств стало одним из условий выполнения деятельности. Каждый из навыков как действие состоит из двух операций, находящихся в тесной взаимосвязи к ...
Понятие и сущность воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит? Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и сп ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

