Развитие атрибутивного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами пейзажной живописи

Перспективы образования » Развитие атрибутивного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами пейзажной живописи

Перед любым дошкольным учреждением стоит задача – подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности детей к школе является хорошо развитая, правильная речь.

Проблемами речевого развития занимались выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты – К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Т.Б. Филичева, Е.А. Флерина, Т.А. Ткаченко, Д.Б. Эльконин и др.

Одним из компонентов речевого развития ребенка, является словарь. Овладение словарем это важное условие умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря нарушает полноценное общение, а так же влияет и на общее развитие ребенка. Овладение лексическим значением слова протекает на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, О.Е. Грибовой, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Е.М. Струниной, Т.В. Тумановой, В.И. Яшиной и др.

В ходе изучения литературы по проблеме исследования, удалось встретить недостаточное количество работ, посвященных изучению активного словаря прилагательных.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность исследования. Изучением особенностей лексики детей с ОНР и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина и др.

Исходя из этого целью работы является - развитие атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пейзажной живописи на логопедических занятиях.

Объект исследования – состояние атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования – процесс логопедической коррекционной работы по развитию атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами пейзажной живописи.

Гипотеза – целенаправленное и систематическое использование средств пейзажной живописи на подгрупповых логопедических занятиях позволит повысить уровень сформированности активного атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР.


Статьи о педагогике:

Понятие «готовность к школьному обучению»
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответств ...

Классификация учебных проектов
Еще один разработчик метода проектов, американский профес­сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение ...

Методы работы с многодетной семьей
М.В. Фирсов, Е.Г. Студентов определяет, что первоначально. С чего начинает социальный педагог совместно со школой, - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в не ребенка. После изучение семьи стоит задача - создать в семье новые отн ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru