Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР
Развитие речи, включающее умение правильно произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно употреблять слова, строить фразу и т.д., одна из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Следовательно, для правильного понимания речевого нарушения и эффективного коррекционного воздействия, а так же для выбора приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер речевого недоразвития, его уровень и глубину, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.
Коррекция речи – это длительный процесс, в результате которого формируются полноценные речевые средства для дальнейшего процесса общения и обучения. Ведь правильная речь – один из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе, так как письменная речь формируется на основе устной.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным к усвоению речи. Поэтому, речевое воспитание ребенка должно начинаться как можно раньше, и немало важно, на родном языке.
Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Лексическая сторона речи содержит в себе два понятия – это активный словарь и пассивный. Задача педагогов состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь.
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. Формирование речи детей должно происходить с учетом особенностей их развития в течение шести лет. По его мнению в 4,5 и 6 лет, необходимо уделять внимание обогащению речи, «названию словом того, что ребенок видит».
В начале ХХ века под воспитанием речи, Фридрих Фребель понимал обогащение содержания жизни ребенка. Ребенок должен интересоваться и рассматривать предметы, а педагог давать необходимый словарь в игровой форме. По его мнению, необходимо не только обозначать предмет словом, но и выделять в нем существенные признаки.
В отечественной педагогике большой вклад внес К.Д. Ушинский, который считал необходимым, подготовительный этап дошкольного обучения. На этом этапе у детей должно происходить накопление знаний и представлений о предметах, развитие сенсорных процессов, а так же развитие речи. Работа должна строиться в трех направлениях: развитие дара слова, усвоение форм родного языка и развитие грамматики.
Е. И. Тихеева большое внимание уделяла обогащению и активизации словаря. Она представила систему работы над словом, которая заключается в словарных упражнениях без иллюстративного материала, в ситуациях повседневного общения, а так же в играх и труде.
Е.А. Флерина считает, что в словарной работе с детьми, очень важна правильная речь педагогов и непосредственное наблюдение самого ребенка, т. к. активная речь воспитанников формируется через восприятие чужой речи и чувства, поступающие извне. В работе над словом, она акцентирует внимание на правильном смысловом употреблении слов, накоплении словаря и развитии структуры речи.
На кафедрах педагогических вузов проводили исследования развития речи М.М. Конина, А.М. Бородич, В.И. Логинова.
В методику обогащения словаря Логинова В.И. предложила включить работу по ознакомлению детей с предметами, их качествами и признаками, а так же материалом из которого они сделаны. Считала, что систематизированные знания детей о предметах влияют на развитие мышления и речи .
Статьи о педагогике:
Виды тестов по иностранному языку
иностранный тестирование речевой С развитием и популяризацией тестирования как формы контроля исследуются возможности различных видов тестов. При существующем разнообразии тестов возникает необходимость в их классификации, позволяющей по одному из критериев выбрать вид теста, наиболее соответствующ ...
Работа с родителями
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаго ...
Сущность понятия «подростковая субкультура»
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации- ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования