Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР

Страница 1

Развитие речи, включающее умение правильно произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно употреблять слова, строить фразу и т.д., одна из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Следовательно, для правильного понимания речевого нарушения и эффективного коррекционного воздействия, а так же для выбора приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер речевого недоразвития, его уровень и глубину, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.

Коррекция речи – это длительный процесс, в результате которого формируются полноценные речевые средства для дальнейшего процесса общения и обучения. Ведь правильная речь – один из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе, так как письменная речь формируется на основе устной.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным к усвоению речи. Поэтому, речевое воспитание ребенка должно начинаться как можно раньше, и немало важно, на родном языке.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Лексическая сторона речи содержит в себе два понятия – это активный словарь и пассивный. Задача педагогов состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. Формирование речи детей должно происходить с учетом особенностей их развития в течение шести лет. По его мнению в 4,5 и 6 лет, необходимо уделять внимание обогащению речи, «названию словом того, что ребенок видит».

В начале ХХ века под воспитанием речи, Фридрих Фребель понимал обогащение содержания жизни ребенка. Ребенок должен интересоваться и рассматривать предметы, а педагог давать необходимый словарь в игровой форме. По его мнению, необходимо не только обозначать предмет словом, но и выделять в нем существенные признаки.

В отечественной педагогике большой вклад внес К.Д. Ушинский, который считал необходимым, подготовительный этап дошкольного обучения. На этом этапе у детей должно происходить накопление знаний и представлений о предметах, развитие сенсорных процессов, а так же развитие речи. Работа должна строиться в трех направлениях: развитие дара слова, усвоение форм родного языка и развитие грамматики.

Е. И. Тихеева большое внимание уделяла обогащению и активизации словаря. Она представила систему работы над словом, которая заключается в словарных упражнениях без иллюстративного материала, в ситуациях повседневного общения, а так же в играх и труде.

Е.А. Флерина считает, что в словарной работе с детьми, очень важна правильная речь педагогов и непосредственное наблюдение самого ребенка, т. к. активная речь воспитанников формируется через восприятие чужой речи и чувства, поступающие извне. В работе над словом, она акцентирует внимание на правильном смысловом употреблении слов, накоплении словаря и развитии структуры речи.

На кафедрах педагогических вузов проводили исследования развития речи М.М. Конина, А.М. Бородич, В.И. Логинова.

В методику обогащения словаря Логинова В.И. предложила включить работу по ознакомлению детей с предметами, их качествами и признаками, а так же материалом из которого они сделаны. Считала, что систематизированные знания детей о предметах влияют на развитие мышления и речи .

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Влияние гармоничных и дисгармоничных звучаний
В век информационных технологий у человека нет возможности остаться наедине со своими мыслями, нас окружает непрерывные поток информации, который начинается с того, как мы выходим с утра на улицу. Например, спускаясь по эскалатору в метрополитене, нет никаких шансов погрузиться в литературу (будь т ...

Описание результатов педагогического эксперимента
Исследование уровня мотивации к изучению математики проводилось в рамках естественного эксперимента на материале предмета «Алгебра» в 7-х классах. Замеры проводились в начале и в конце экспериментальной темы. В контрольном классе – 20 учащихся, в экспериментальном классе – 20 учащихся. Подсчитав дл ...

Классификация задач
В зависимости от целей классификации выбирают основание для ее проведения и на его основе получают те или иные группы текстовых задач, которые объединяет либо метод решения, либо количество действий, которые необходимо выполнить для решения задачи, либо схожий сюжет. В зависимости от выбранного осн ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru