Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР
Изучению особенностей лексического развития дошкольников, посвящены исследования, в которых развитие словаря протекает в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, понимание значений слов, точность их употребления (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, Ю.С. Ляховская, Е.М. Струнина, Е.Л. Яшина). Большое значение в этой работе должно уделяться смысловой стороне слова, так как именно смысловое значение формирует осознанное употребление лексем в речевых ситуациях.
При организации логопедической работы по формированию словаря у детей с ОНР, необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, закономерностях онтогенетического развития, а так же особенности лексики детей с нарушениями речи.
Н.Н. Моторина предлагает организовывать словарную работу по следующим направлениям:
· Расширение объема словаря и представлений об окружающем;
· Уточнение значения слов;
· Формирование семантической структуры слова;
· Активизация словаря, закрепление процесса поиска слова, перевод пассивного словаря в активный.
Многие исследователи считают целесообразным подбор лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что обеспечивает полное его усвоение и запоминание, а частое повторение слова способствует более быстрому переводу пассивного словаря в активный. Для повышения эффективности работы по формированию словаря рекомендуется проводить упражнения в игровой форме или в практической деятельности: рисовании, лепке, конструированию, ручном труде.
О.С. Ушакова отмечает, что задачами словарной работы являются – обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Под обогащением словаря подразумевается: расширение его объема, уточнение значения слов, понимание связей между ними. Важно воспитывать у детей внимание к содержательной стороне лексем.
Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова в словарной работе уделяют большое внимание значению слова. Считают, что нужно знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова (многозначностью слов), для его дальнейшего точного семантического использования. Необходимо проводить работу, направленную на точное употребление антонимов, синонимов, омонимов, а так же учить детей понимать переносные значения слов.
Работа над синонимами близка к работе по усвоению тематических групп слов (на материале простых глаголов, имен прилагательных).
Работа над антонимами происходит при составлении словосочетаний и небольших предложений, в игровых моментах – «Скажи наоборот», можно разнообразить работу по подбору противоположных слов на материале пословиц и поговорок.
К пониманию многозначности слов, дошкольников подводят через хорошо знакомые слова или предметы с конкретным значением (игла, ручка, спинка, ключ, спинка). Работа может протекать в следующей последовательности: называние слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, предложений, использование слов в тексте.
В работе над словом Т.Б. Филичева и Т.В Туманова отмечают необходимость реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.
В настоящее время преодоление речевых недостатков осуществляется по программам обучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, в которых одной из главных задач коррекционного воздействия, является усвоение детьми лексики. Реализуется эта задача в дошкольных учреждениях на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в работе над лексическими темами («Посуда», «Овощи и фрукты», «Профессии»).
Статьи о педагогике:
Основные методические положения воспитания гибкости
Положения, определяющие дозирование нагрузки при упражнениях "в растягивании" и порядок их включения в тренировочные занятия, состоят в следующем. Динамические упражнения "в растягивании" выполняются, как правило, серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. ...
Экологическое воспитание дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом. ...
Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого
потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческого потенциала подростков был повторно проведен тест Гилфорда на развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемых. Результаты теста показали увеличение среднего показателя на 10%, высокого показателя на 10% оригинальн ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

