Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР
Изучению особенностей лексического развития дошкольников, посвящены исследования, в которых развитие словаря протекает в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, понимание значений слов, точность их употребления (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, Ю.С. Ляховская, Е.М. Струнина, Е.Л. Яшина). Большое значение в этой работе должно уделяться смысловой стороне слова, так как именно смысловое значение формирует осознанное употребление лексем в речевых ситуациях.
При организации логопедической работы по формированию словаря у детей с ОНР, необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, закономерностях онтогенетического развития, а так же особенности лексики детей с нарушениями речи.
Н.Н. Моторина предлагает организовывать словарную работу по следующим направлениям:
· Расширение объема словаря и представлений об окружающем;
· Уточнение значения слов;
· Формирование семантической структуры слова;
· Активизация словаря, закрепление процесса поиска слова, перевод пассивного словаря в активный.
Многие исследователи считают целесообразным подбор лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что обеспечивает полное его усвоение и запоминание, а частое повторение слова способствует более быстрому переводу пассивного словаря в активный. Для повышения эффективности работы по формированию словаря рекомендуется проводить упражнения в игровой форме или в практической деятельности: рисовании, лепке, конструированию, ручном труде.
О.С. Ушакова отмечает, что задачами словарной работы являются – обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Под обогащением словаря подразумевается: расширение его объема, уточнение значения слов, понимание связей между ними. Важно воспитывать у детей внимание к содержательной стороне лексем.
Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова в словарной работе уделяют большое внимание значению слова. Считают, что нужно знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова (многозначностью слов), для его дальнейшего точного семантического использования. Необходимо проводить работу, направленную на точное употребление антонимов, синонимов, омонимов, а так же учить детей понимать переносные значения слов.
Работа над синонимами близка к работе по усвоению тематических групп слов (на материале простых глаголов, имен прилагательных).
Работа над антонимами происходит при составлении словосочетаний и небольших предложений, в игровых моментах – «Скажи наоборот», можно разнообразить работу по подбору противоположных слов на материале пословиц и поговорок.
К пониманию многозначности слов, дошкольников подводят через хорошо знакомые слова или предметы с конкретным значением (игла, ручка, спинка, ключ, спинка). Работа может протекать в следующей последовательности: называние слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, предложений, использование слов в тексте.
В работе над словом Т.Б. Филичева и Т.В Туманова отмечают необходимость реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.
В настоящее время преодоление речевых недостатков осуществляется по программам обучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, в которых одной из главных задач коррекционного воздействия, является усвоение детьми лексики. Реализуется эта задача в дошкольных учреждениях на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в работе над лексическими темами («Посуда», «Овощи и фрукты», «Профессии»).
Статьи о педагогике:
Анализ результатов патриотического воспитания старших дошкольников ДОУ
«Солнышко» после проведения занятий с использованием средств фольклора
После проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена повторная диагностика патриотического воспитания старших дошкольников. Цель: выявить уровень патриотического воспитания старших дошкольников после проведенных занятий формирующего этапа опытно-поисковой работы. Задачи: 1. Пр ...
Особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста. В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 5 – 7 лет утрачивает свой аффекти ...
Внедрение новых технологий
При всех различиях познавательной деятельности школьников средних и старших классов и при соответствующих этому различиях в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывоч ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

