Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР

Страница 2

Изучению особенностей лексического развития дошкольников, посвящены исследования, в которых развитие словаря протекает в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, понимание значений слов, точность их употребления (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, Ю.С. Ляховская, Е.М. Струнина, Е.Л. Яшина). Большое значение в этой работе должно уделяться смысловой стороне слова, так как именно смысловое значение формирует осознанное употребление лексем в речевых ситуациях.

При организации логопедической работы по формированию словаря у детей с ОНР, необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, закономерностях онтогенетического развития, а так же особенности лексики детей с нарушениями речи.

Н.Н. Моторина предлагает организовывать словарную работу по следующим направлениям:

· Расширение объема словаря и представлений об окружающем;

· Уточнение значения слов;

· Формирование семантической структуры слова;

· Активизация словаря, закрепление процесса поиска слова, перевод пассивного словаря в активный.

Многие исследователи считают целесообразным подбор лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что обеспечивает полное его усвоение и запоминание, а частое повторение слова способствует более быстрому переводу пассивного словаря в активный. Для повышения эффективности работы по формированию словаря рекомендуется проводить упражнения в игровой форме или в практической деятельности: рисовании, лепке, конструированию, ручном труде.

О.С. Ушакова отмечает, что задачами словарной работы являются – обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Под обогащением словаря подразумевается: расширение его объема, уточнение значения слов, понимание связей между ними. Важно воспитывать у детей внимание к содержательной стороне лексем.

Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова в словарной работе уделяют большое внимание значению слова. Считают, что нужно знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова (многозначностью слов), для его дальнейшего точного семантического использования. Необходимо проводить работу, направленную на точное употребление антонимов, синонимов, омонимов, а так же учить детей понимать переносные значения слов.

Работа над синонимами близка к работе по усвоению тематических групп слов (на материале простых глаголов, имен прилагательных).

Работа над антонимами происходит при составлении словосочетаний и небольших предложений, в игровых моментах – «Скажи наоборот», можно разнообразить работу по подбору противоположных слов на материале пословиц и поговорок.

К пониманию многозначности слов, дошкольников подводят через хорошо знакомые слова или предметы с конкретным значением (игла, ручка, спинка, ключ, спинка). Работа может протекать в следующей последовательности: называние слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, предложений, использование слов в тексте.

В работе над словом Т.Б. Филичева и Т.В Туманова отмечают необходимость реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

В настоящее время преодоление речевых недостатков осуществляется по программам обучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, в которых одной из главных задач коррекционного воздействия, является усвоение детьми лексики. Реализуется эта задача в дошкольных учреждениях на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в работе над лексическими темами («Посуда», «Овощи и фрукты», «Профессии»).

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Результаты исследования и их обсуждение
Исследование детей проводилось в течение октября 2010 года и в марте-апреле 2011 года. Интерес представляет сравнение полученных данных в начале обучения детей в первом классе и в конце третьей четверти. Диагностика наглядных форм мышления (тест «Цветные матрицы Равена» для детей 5-11 лет Дети, обу ...

Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики
Повышение интереса к математике зависит, в большей степени, от того, насколько умело построена учебная работа. Особенно в V –VIII классах надо позаботиться о том, чтобы каждый учащийся работал активно и увлечённо. Для этого необходимо развить у учащихся чувство любознательности и познавательного ин ...

Из истории проектного метода
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столе­тия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образова­нии, разработанными американским философом и педагогом Д ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru