Исследование мотивационной атмосферы

Сравнительный анализ результатов тестирования позволил выделить пять уровней мотивации учения математики:

1) Нулевой уровень. Характеризуется полным отсутствием интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучение математики;

2) Низкий уровень. Характеризуется эпизодическим интересом к предмету. Для этого уровня характерно доминирование социальных мотивов;

3) Средний уровень. Характеризуется стремлением к преодолению трудностей, осуществление которого возможно лишь при помощи со стороны. Доминируют мотивы личного самоутверждения и социальные мотивы;

4) Высокий уровень. Характеризуется корреляцией интереса и склонностей к предмету. Доминируют мотивы достижения успеха и мотивы личного самоутверждения;

5) Очень высокий уровень. Характеризуется интересом к сущности явлений и процессов. Доминируют следующие мотивы: достижения успеха, личного самоутверждения, эмоционального удовольствия.

Выделенные нами уровни соответствуют следующим уровням усвоения материала:

Таблица 4. Соответствие уровней мотивации учения уровням усвоения материала

Уровни мотивации

Уровни усвоения материала

Деятельность ученика

1. Нулевой уровень

Познавательным процессом управляет учитель.

Носит частично-репродуктивный характер

2. Низкий уровень

Познавательным процессом управляет учитель.

Носит чисто репродуктивный характер.

3. Средний уровень

Умение действовать по раннее усвоенному материалу, который может воспроизвести по памяти.

Носит репродуктивный характер.

4. Высокий уровень

Ученик может применить раннее усвоенные знания в новой, нетипичной ситуации, но не всегда может достигнуть цели.

Осуществляет поиск новых путей решения.

5. Очень высокий уровень

Ученик применяет усвоенные знания в новой, нетипичной ситуации, даже когда цель известна лишь в общей форме, а пути её достижения неизвестны вообще.

Осуществляет поиск новых путей решения. Поиск, как правило, венчается успехом.

Учеников 4 и 5 уровней небольшое количество. Они участвуют в работе предметных кружков, предметных олимпиад разного уровня. Большинство учащихся относятся к третьему уровню. Второй уровень – это минимальный положительный уровень.

Цель учителя в процессе обучения математике подтянуть первые и вторые уровни к третьему. С этой целью учитель должен организовать дополнительные мероприятия по коррекционно-развивающей деятельности. Эта деятельность направлена на повышение общей предметной мотивации учащихся.


Статьи о педагогике:

Методика изучения параллельности прямых и плоскостей
Содержание: определения параллельных и скрещивающихся прямых в пространстве, теорема о существовании и единственности прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой, транзитивность параллельности прямых, параллельность прямой и плоскости (определение и признак), параллельность плос ...

Формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании
Одна из основных задач физического воспитания в школе - формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач: воспитания у школьников устойчивого интереса к физической культуре, формирования у них навыко ...

Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru