Исследование мотивационной атмосферы

Сравнительный анализ результатов тестирования позволил выделить пять уровней мотивации учения математики:

1) Нулевой уровень. Характеризуется полным отсутствием интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучение математики;

2) Низкий уровень. Характеризуется эпизодическим интересом к предмету. Для этого уровня характерно доминирование социальных мотивов;

3) Средний уровень. Характеризуется стремлением к преодолению трудностей, осуществление которого возможно лишь при помощи со стороны. Доминируют мотивы личного самоутверждения и социальные мотивы;

4) Высокий уровень. Характеризуется корреляцией интереса и склонностей к предмету. Доминируют мотивы достижения успеха и мотивы личного самоутверждения;

5) Очень высокий уровень. Характеризуется интересом к сущности явлений и процессов. Доминируют следующие мотивы: достижения успеха, личного самоутверждения, эмоционального удовольствия.

Выделенные нами уровни соответствуют следующим уровням усвоения материала:

Таблица 4. Соответствие уровней мотивации учения уровням усвоения материала

Уровни мотивации

Уровни усвоения материала

Деятельность ученика

1. Нулевой уровень

Познавательным процессом управляет учитель.

Носит частично-репродуктивный характер

2. Низкий уровень

Познавательным процессом управляет учитель.

Носит чисто репродуктивный характер.

3. Средний уровень

Умение действовать по раннее усвоенному материалу, который может воспроизвести по памяти.

Носит репродуктивный характер.

4. Высокий уровень

Ученик может применить раннее усвоенные знания в новой, нетипичной ситуации, но не всегда может достигнуть цели.

Осуществляет поиск новых путей решения.

5. Очень высокий уровень

Ученик применяет усвоенные знания в новой, нетипичной ситуации, даже когда цель известна лишь в общей форме, а пути её достижения неизвестны вообще.

Осуществляет поиск новых путей решения. Поиск, как правило, венчается успехом.

Учеников 4 и 5 уровней небольшое количество. Они участвуют в работе предметных кружков, предметных олимпиад разного уровня. Большинство учащихся относятся к третьему уровню. Второй уровень – это минимальный положительный уровень.

Цель учителя в процессе обучения математике подтянуть первые и вторые уровни к третьему. С этой целью учитель должен организовать дополнительные мероприятия по коррекционно-развивающей деятельности. Эта деятельность направлена на повышение общей предметной мотивации учащихся.


Статьи о педагогике:

Методы работы социального педагога с трудными детьми
Ребенок – это еще не зрелый и не возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и ...

Специфика кадетской школы
Рассмотрим модель патриотического воспитания в кадетской школе. Кадетская школа , является инновационным учебным заведением, в котором структура и содержание образовательного процесса целенаправленно призваны осуществлять непрерывное патриотическое воспитание с учетом возрастных особенностей обучаю ...

Упражнения, ориентированные на развитие письменной речи
При обучении чтению главное, чтобы задание создавало установку на чтение: учащийся должен чётко осознать с какой целью он читает, какие приёмы, соответствующие этой цели, он должен использовать. Обучение чтению начинается с чтения звуков, слогов, слов, затем словосочетаний, предложений, и высшей ед ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru