Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР

Страница 3

При проведении коррекционной работы необходимо учитывать: уровень речевого развития ребенка, принцип комплексности, системности, индивидуального подхода, доступности, а так же закономерности онтогенетического развития.

Группы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи комплектуются с учетом возраста и уровня ОНР. Дети с 1 уровнем ОНР обучаются 3–4 года с 3 лет. Дети со 2 уровнем – зачисляются на 3 года коррекционного обучения с 4 лет. Дети с 3 уровнем – зачисляются с 4–5 лет на 2 года обучения. В настоящее время в специальных группах обучаются дети с 3 уровнем ОНР.

Т.А. Ткаченко дает методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений. Для формирования лексических представлений у дошкольников необходимо:

- разграничение работы между воспитателем и логопедом;

- избежать лексической замкнутости, т. е. расширять словарь без ограничений;

- давать высокую умственную и речевую нагрузку, соответствующую возрасту ребенка;

- учитывать последовательность изучения лексических тем.

Грибова О.Е. видит в основе коррекции ОНР такие виды работ, которые развивают познавательную сферу и семантическую сторону речи, следовательно, нужно развивать речемыслительные способности, которые обеспечивают процессы перехода от общего к частному и наоборот, а так же противопоставление вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Система упражнений направлена на выстраивание целостной системы, а не на механическое заучивание слов. Необходимо учитывать имеющиеся у ребенка вербальные средства, а введение новых единиц должно протекать в противопоставлении.

У детей с 1 уровнем ОНР развивают понимание речи, развивают самостоятельную речь по подражанию, обучают составлению простого предложения на основе элементарных способов словообразования. Активно ведется работа по расширению пассивного словаря на основе представлений о предметах и окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

С детьми, имеющими 2 уровень ОНР, проводится работа по развитию понимания речи, направленная на различение форм слова; развитие несложных форм вербальной речи через уточнение и расширение словаря, практического усвоения простых грамматических категорий. Расширение пассивного и активного словаря в системе, развитие сознательного восприятия речи будет способствовать обобщению языковых наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.

Работа с детьми, имеющими 3 уровень ОНР, направлена на развитие понимания речи, развитие умения вслушиваться в обращенную речь, умения называть предметы, признаки, действия, понимать обобщенное значение слов, иметь представления о многозначности слов, слов с переносным значением, а так же обучение составлению предложений и т.д.

Таким образом, в настоящее время существует и активно применяется система работы по восполнению пробелов словаря у старших дошкольников с ОНР. Логопедическая работа строится на основе лингвистических и психолингвистических представлений о слове и организуется по направлениям:

- уточнение значений слов (формирование семантической структуры слова);

- расширение объема словаря (параллельно формирование познавательной деятельности и расширение представлений об окружающем);

- систематизация словаря;

- активизация словаря (поиск слов, перевод слова из пассивного в активный словарь).

Страницы: 1 2 3 


Статьи о педагогике:

Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию
Известно, что процесс порождения речевых высказываний не может быть полностью автоматизирован с точки зрения формы и содержания, ибо в противном случае была бы утрачена сущность языка как основного средства обмена мыслями. Вместе с тем речевые механизмы включают в себя многочисленные компоненты, ко ...

Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Современная психолого-педагогическая наука определяет границы младшего школьного возраста с семи до десяти - одиннадцати лет (1 -4 классы). Наиболее характерной чертой этого периода является то, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Одним из важнейших итогов психологического развити ...

Деятельность школьного туристского клуба
В рамках деятельности школьного туристского клуба учащиеся школы в течение нескольких последних лет осуществили по территории Прикамья спортивные походы разной степени и категории сложности: пешие (хребты Кваркуш, Мартай, Курыксар, Тулымский Камень, Помяненный Камень); водные (сплав по Койве, Чусов ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru