Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР
При проведении коррекционной работы необходимо учитывать: уровень речевого развития ребенка, принцип комплексности, системности, индивидуального подхода, доступности, а так же закономерности онтогенетического развития.
Группы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи комплектуются с учетом возраста и уровня ОНР. Дети с 1 уровнем ОНР обучаются 3–4 года с 3 лет. Дети со 2 уровнем – зачисляются на 3 года коррекционного обучения с 4 лет. Дети с 3 уровнем – зачисляются с 4–5 лет на 2 года обучения. В настоящее время в специальных группах обучаются дети с 3 уровнем ОНР.
Т.А. Ткаченко дает методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений. Для формирования лексических представлений у дошкольников необходимо:
- разграничение работы между воспитателем и логопедом;
- избежать лексической замкнутости, т. е. расширять словарь без ограничений;
- давать высокую умственную и речевую нагрузку, соответствующую возрасту ребенка;
- учитывать последовательность изучения лексических тем.
Грибова О.Е. видит в основе коррекции ОНР такие виды работ, которые развивают познавательную сферу и семантическую сторону речи, следовательно, нужно развивать речемыслительные способности, которые обеспечивают процессы перехода от общего к частному и наоборот, а так же противопоставление вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Система упражнений направлена на выстраивание целостной системы, а не на механическое заучивание слов. Необходимо учитывать имеющиеся у ребенка вербальные средства, а введение новых единиц должно протекать в противопоставлении.
У детей с 1 уровнем ОНР развивают понимание речи, развивают самостоятельную речь по подражанию, обучают составлению простого предложения на основе элементарных способов словообразования. Активно ведется работа по расширению пассивного словаря на основе представлений о предметах и окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.
С детьми, имеющими 2 уровень ОНР, проводится работа по развитию понимания речи, направленная на различение форм слова; развитие несложных форм вербальной речи через уточнение и расширение словаря, практического усвоения простых грамматических категорий. Расширение пассивного и активного словаря в системе, развитие сознательного восприятия речи будет способствовать обобщению языковых наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.
Работа с детьми, имеющими 3 уровень ОНР, направлена на развитие понимания речи, развитие умения вслушиваться в обращенную речь, умения называть предметы, признаки, действия, понимать обобщенное значение слов, иметь представления о многозначности слов, слов с переносным значением, а так же обучение составлению предложений и т.д.
Таким образом, в настоящее время существует и активно применяется система работы по восполнению пробелов словаря у старших дошкольников с ОНР. Логопедическая работа строится на основе лингвистических и психолингвистических представлений о слове и организуется по направлениям:
- уточнение значений слов (формирование семантической структуры слова);
- расширение объема словаря (параллельно формирование познавательной деятельности и расширение представлений об окружающем);
- систематизация словаря;
- активизация словаря (поиск слов, перевод слова из пассивного в активный словарь).
Статьи о педагогике:
Русский народный фольклор в группе раннего возраста
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей я решила использовать русский народный фольклор, который затрачивает интересы и потребности детского возраста и потому ...
Тренинг. Задачи тренинга
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Это – форма активного обучения, позволяющая человеку самому формировать навыки и ...
Методика воспитания быстроты простой двигательной реакции
Постоянное внимание совершенствованию простой двигательной реакции уделяют при специализации и видах спорта, требующих в стартовой фазе состязания или по ходу его мгновенного ответа заранее обусловленным действием на определенный сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение (стартовый выстрел, ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

