Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР

Страница 3

При проведении коррекционной работы необходимо учитывать: уровень речевого развития ребенка, принцип комплексности, системности, индивидуального подхода, доступности, а так же закономерности онтогенетического развития.

Группы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи комплектуются с учетом возраста и уровня ОНР. Дети с 1 уровнем ОНР обучаются 3–4 года с 3 лет. Дети со 2 уровнем – зачисляются на 3 года коррекционного обучения с 4 лет. Дети с 3 уровнем – зачисляются с 4–5 лет на 2 года обучения. В настоящее время в специальных группах обучаются дети с 3 уровнем ОНР.

Т.А. Ткаченко дает методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений. Для формирования лексических представлений у дошкольников необходимо:

- разграничение работы между воспитателем и логопедом;

- избежать лексической замкнутости, т. е. расширять словарь без ограничений;

- давать высокую умственную и речевую нагрузку, соответствующую возрасту ребенка;

- учитывать последовательность изучения лексических тем.

Грибова О.Е. видит в основе коррекции ОНР такие виды работ, которые развивают познавательную сферу и семантическую сторону речи, следовательно, нужно развивать речемыслительные способности, которые обеспечивают процессы перехода от общего к частному и наоборот, а так же противопоставление вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Система упражнений направлена на выстраивание целостной системы, а не на механическое заучивание слов. Необходимо учитывать имеющиеся у ребенка вербальные средства, а введение новых единиц должно протекать в противопоставлении.

У детей с 1 уровнем ОНР развивают понимание речи, развивают самостоятельную речь по подражанию, обучают составлению простого предложения на основе элементарных способов словообразования. Активно ведется работа по расширению пассивного словаря на основе представлений о предметах и окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

С детьми, имеющими 2 уровень ОНР, проводится работа по развитию понимания речи, направленная на различение форм слова; развитие несложных форм вербальной речи через уточнение и расширение словаря, практического усвоения простых грамматических категорий. Расширение пассивного и активного словаря в системе, развитие сознательного восприятия речи будет способствовать обобщению языковых наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.

Работа с детьми, имеющими 3 уровень ОНР, направлена на развитие понимания речи, развитие умения вслушиваться в обращенную речь, умения называть предметы, признаки, действия, понимать обобщенное значение слов, иметь представления о многозначности слов, слов с переносным значением, а так же обучение составлению предложений и т.д.

Таким образом, в настоящее время существует и активно применяется система работы по восполнению пробелов словаря у старших дошкольников с ОНР. Логопедическая работа строится на основе лингвистических и психолингвистических представлений о слове и организуется по направлениям:

- уточнение значений слов (формирование семантической структуры слова);

- расширение объема словаря (параллельно формирование познавательной деятельности и расширение представлений об окружающем);

- систематизация словаря;

- активизация словаря (поиск слов, перевод слова из пассивного в активный словарь).

Страницы: 1 2 3 


Статьи о педагогике:

Формы взаимодействия «учитель – ученик»
а) из опыта педагогов – новаторов Уже на уроках основной формой взаимодействия между учеником и учителем должно являться сотрудничество. При этом сохраняются элементы распорядительства и подчинения. Педагог учитывает мнения и пожелания учеников; советуется с ними, глубоко проникает в их мысли и нас ...

Воспитание у детей чувства гражданственности
Целью формирующего эксперимента была разработка системы комплексных занятий по следующим блокам: знание о родном крае, толерантность, права и обязанности ребенка. А также внедрения их в учебный процесс ДОУ № 60 Мирабадского района г.Ташкента. Цель первого занятия: «Символика флага Республики Узбеки ...

Классификация задач
В зависимости от целей классификации выбирают основание для ее проведения и на его основе получают те или иные группы текстовых задач, которые объединяет либо метод решения, либо количество действий, которые необходимо выполнить для решения задачи, либо схожий сюжет. В зависимости от выбранного осн ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru