Устная речь на уроках русского как иностранного. Аудирование и говорение

Перспективы образования » Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка как иностранного » Устная речь на уроках русского как иностранного. Аудирование и говорение

Страница 1

Речевая деятельность – "это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения." (А.Н.Щукин, 2003) Это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач.

Форма речи делится на 2 вида: устная и письменная. Также виды речевой деятельности различаются по признаку продуктивный/рецептивный. Соответственно выделяют 4 основных вида речевой деятельности:

формы

рецептивный вид

продуктивный вид

устная

аудирование

говорение

письменная

чтение

письмо

Предметом РД является мысль как форма отражения окружающей действительности во всех её проявлениях. Основным средством существования, оформления и выражения мысли выступает язык.

Речевая деятельность на родном и иностранном языках осуществляется одними и теми же речевыми механизмами, однако уровень их функционирования на иностранном языке вначале ниже, чем на родном. Чтобы эти механизмы приспособились на должном уровне обеспечивать реализацию различных видов РД средствами неродного языка, нужны определённые усилия и специальные упражнения.

Устная речь - это любая звучащая речь. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. "Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п."

Устную форму речи характеризует:

- контактность с собеседником;

- ситуативность;

- большая доля паралингвистической информации (мимика, жесты, позы);

- линейность во времени;

- необратимость отзвучавшего отрезка речи;

- темп, задаваемый говорящим;

- высокая степень автоматизированности.

Лингвистические особенности устной формы речи:

- богатство интонационного оформления;

- обилие лексических единиц;

- сравнительно несложное грамматическое оформление;

- распространённые в диалогах эллиптические конструкции;

- возможен инверсированный порядок слов;

- частотно изменение на ходу внешнего оформления программы высказывания;

- характерно наличие семантически незначимых слов – заполнителей пауз.

Устную речь составляют аудирование и говорение. Аудирование – это рецептивная деятельность, представляющая собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи. Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза разноуровневых языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений), в результате чего происходит преобразование воспринятых звуковых сигналов в смысловую запись (т.е. наступает смысловое понимание).

В практическом курсе РКИ аудирование присутствует как цель и как средство обучения. Выступая в учебном процессе в качестве средства обучения, аудирование помимо своей основной, собственно коммуникативной, роли выполняет множество вспомогательных, педагогических функций. Оно стимулирует речевую деятельность учащихся, обеспечивает управление процессом обучения, используется для знакомства учащихся с новым языковым, речевым и страноведческим материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности, помогает поддерживать достигнутый уровень владения речью, повышает эффективность обратной связи и самоконтроля.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Развитие пассивного словаря
Логопедическая работа начинается с установления контакта с ребенком. Узнав от родителей, какие игрушки больше всего любит ребенок, логопед приносит их на занятия. Во время игры логопед разговаривает с ребенком, стараясь эмоционально окрасить произносимые слова, используя с этой целью интонационно-м ...

План проведения педсовета. Документация педсовета. Параметры оценки
План проведение педсовета. Как правило, заседание начинается с анализа решений предыдущего педсовета. Это может сделать и руководитель, и методист детского сада, и опытный педагог, которому это поручается. Затем предполагается вступительное слово председателю Совета, в котором он освещает: - Актуал ...

Речевая готовность детей к школьному обучению
В современной психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». В решении вопросов готовности детей к школьному обучению существует два направления. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники педагогического подхода оп ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru