Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 1

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по про­грамме материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными места­ми, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Заметным событием в жизни школьного литературного крае­ведения последних лет явилась программа внеклассных и вне­школьных занятий, рассчитанная на начинающих учителей-краеведов.

Краеведческие вечера невозможно организовать при отсут­ствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: оп­ределение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление програм­мы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краевед­ческую окраску и отличался бы от обычных—литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изу­чение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.

Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжитель­ной подготовки. Наоборот, школьный литературно-крае­ведческий вечер предполагает длительную и многосто­роннюю подготовку многих учащихся.

В последние годы получили распространение лите­ратурно-исторические и литературно-географические ве­чера на местном материале. Они помогают удовлетворе­нию запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический мате­риал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направлен­ность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Тематика литературно-исторических и литературно-географических вечеров многообразна. Она охватывает историю края и его природные особенности, жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Вот несколько примерных тем: «Родные просторы», «Пути-дороги родного края», «По историческим местам нашего города», «Прошлое родных мест», «Природа и люди родного края»,

Тематический литературный вечер охватывает значительное количество участников; дает возможность проя­вить свое мастерство любителям живого слова, чтецам, испол­нителям сольного и хорового пения.

На тематических вечерах подводится итог работы по опре­деленной теме занятий в кружке, в классе, в школе. Наиболее интересный материал предлагается затем общешкольной аудитории.

Эффективность тематических вечеров будет высокой, если выступления учащихся тщательно готовятся заранее, обсуж­даются на занятиях кружка. Доклады должны быть краткими, но содержательными.

В программу входит подготовка художественного чтения и пересказа отрывков из художественных произведений, чтение в лицах, постановка отдельных сцен из пьес. В программу вечера включаются также музыкальные номера и песни в исполнении учащихся; возможно прослушивание произ­ведений писателей в исполнении известных чтецов (магнитофон­ные записи), просмотр кино- и диафильмов.

Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка и др. представители.

Литературные вечера отличаются от литературных встреч большей активностью учащихся, которые выступают в качестве докладчиков и чтецов-исполнителей. Иногда в программу вечера включаются музыкальные номера — вечер становится литера­турно-музыкальным.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников
Развитие коммуникативных способностей учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Возможности урока, способствующие развитию коммуникативных способностей ученика начальной школы огромны. И в нашей работе, с целью определения уровня сформированности коммуникативных спос ...

Место психологии в системе наук
Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так и с социальными науками. Теоретико-методологической основой психологии является философия. С естественными науками психология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснования закономерностей развития психики, ...

Предложение по подготовке к защите творческих проектов
Опыт участия в проведение областных олимпиад по технологии свидетельствую о том, что в процессе подготовки школьников к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству ее оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозмож ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru