Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 1

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по про­грамме материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными места­ми, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Заметным событием в жизни школьного литературного крае­ведения последних лет явилась программа внеклассных и вне­школьных занятий, рассчитанная на начинающих учителей-краеведов.

Краеведческие вечера невозможно организовать при отсут­ствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: оп­ределение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление програм­мы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краевед­ческую окраску и отличался бы от обычных—литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изу­чение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.

Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжитель­ной подготовки. Наоборот, школьный литературно-крае­ведческий вечер предполагает длительную и многосто­роннюю подготовку многих учащихся.

В последние годы получили распространение лите­ратурно-исторические и литературно-географические ве­чера на местном материале. Они помогают удовлетворе­нию запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический мате­риал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направлен­ность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Тематика литературно-исторических и литературно-географических вечеров многообразна. Она охватывает историю края и его природные особенности, жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Вот несколько примерных тем: «Родные просторы», «Пути-дороги родного края», «По историческим местам нашего города», «Прошлое родных мест», «Природа и люди родного края»,

Тематический литературный вечер охватывает значительное количество участников; дает возможность проя­вить свое мастерство любителям живого слова, чтецам, испол­нителям сольного и хорового пения.

На тематических вечерах подводится итог работы по опре­деленной теме занятий в кружке, в классе, в школе. Наиболее интересный материал предлагается затем общешкольной аудитории.

Эффективность тематических вечеров будет высокой, если выступления учащихся тщательно готовятся заранее, обсуж­даются на занятиях кружка. Доклады должны быть краткими, но содержательными.

В программу входит подготовка художественного чтения и пересказа отрывков из художественных произведений, чтение в лицах, постановка отдельных сцен из пьес. В программу вечера включаются также музыкальные номера и песни в исполнении учащихся; возможно прослушивание произ­ведений писателей в исполнении известных чтецов (магнитофон­ные записи), просмотр кино- и диафильмов.

Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка и др. представители.

Литературные вечера отличаются от литературных встреч большей активностью учащихся, которые выступают в качестве докладчиков и чтецов-исполнителей. Иногда в программу вечера включаются музыкальные номера — вечер становится литера­турно-музыкальным.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Диагностика нравственной культуры подростков
Для формирования нравственной культуры подростков, прежде всего необходимо подробно изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника. При решении различных педагогических задач педагог опирается не только на теоретические знания, но и реальные факты, ...

Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, ре­шение проблем экономической и политической реформ, преодоле­ние социальных противоречий потребовали переоценки многих цен­ностей, подвергли острокритическому взгляду все области нашей об­щественной и личной жизни. Система народного образо ...

Уровень развития психофизических функций
Если мы обратим внимание на показатели развития уровня психофизиологических функций, то, например, по динамике средних показателей силы нервных процессов мы можем наблюдать движение нервной системы к более сильному типу, что подтверждает снижение очков с 229,4 до 208. Наряду с этим процессом происх ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru