Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению
Литературный вечер требует специальной, иногда длительной подготовки: разработки программы, составления доклада, репетиций художественного чтения и т. д. Поэтому литературные вечера проводятся реже, нежели литературные встречи.
Но бывает, что вечера устраиваются безотносительно к какому-либо юбилею.
К примеру, можно провести вечер « Кавказ в литературе и искусстве», где будут звучать стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского и др.поэтов, а также отрывки из произведений наших классиков. о Кавказе. А вечер, посвященный творчеству М. А. Шолохова пройдет на наш взгляд интереснее, если ребята расскажут о традициях местного казачества, предварительно собрав об этом материал., да и страницы произведений писателя зазвучат по – новому для учащихся.
Интересно на наш взгляд пройдет вечер лирики, где выступят многие ребята, подготовившие стихи разных поэтов, живущих в Адыгее. Так большую помощь в подготовке этого вечера может оказать литобъединение «Оштен», который берет под свое покровительство молодых поэтов Адыгеи. Ребята не только смогут читать стихи, но и комментировать, объясняя причину выбора именно этого стихотворения.
Высшей формой литературного вечера являются торжества, посвященные очередной годовщине работы кружка или клуба юных краеведов. Подготовка к ним ведется фактически весь год, они как бы подводят итог работе кружка или клуба в данном учебном году. На таком вечере каждый класс отчитывается о своей работе и вручает материалы, полученные в результате поисков. Выступают победители конкурса чтецов. Демонстрируется кинофильм или выступают актеры, или ребята сами осуществляют постановку, например, фрагментов из произведений. Такой вечер венчает работу литературно-краеведческой секции На вечере всегда бывают интересные гости: писатели, актеры, литературоведы, критики, научные работники, журналисты, художники Они выступают перед учащимися. Обстановка всегда бывает непринужденная, естественная.
Роль литературного вечера, помимо того что он обогащает учащихся новыми литературными знаниями, заключается и в значительном эмоционально-эстетическом воздействии, которое ребята испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия и выступлений интересных для них гостей; и от «художественной части», и от всей праздничной атмосферы вечера. А главное, конечно, в том, что содержание праздника — это поэзия, литература, воспринимаемые здесь школьниками с исключительной эффективностью. «Не возложение венков к памятникам великих, а общение живых с живыми — вот что такое классика в школе»,—утверждает Л. С. Айзерман. [5,61]
Наиболее простая с точки зрения организации и активности учащихся—литературные встречи. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В-процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступления записываются на магнитофон, а потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе, прослушиваются на заседании совета клуба.
Встречи с писателем требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Солисты и юные музыканты разучивают песни, написанные композиторами на слова поэта. Иногда возможны простейшие литературно-краеведческие разыскания учащихся старших классов, связанные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить стенную газету, посвященную этому событию.
Неизгладимое впечатление оставляют у школьников и встречи с людьми, явившимися прообразами героев художественных произведений. Их рассказы о своей жизни, воспоминания о событиях, воспроизведенных поэтом или писателем, помогают слушателям ярче представить изображенную художником действительность, глубже разобраться в особенностях художественного творчества. Это—встречи с самой жизнью, получившей художественное отражение в поэмах, повестях, романах.
Статьи о педагогике:
Работа с воспитателями
Для развития словарного запаса воспитателям можно порекомендовать проводить периодически физкультурные минутки(примеры приведены ниже). 1. Звериная зарядка. Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться кулачками потереть глаза Любят долго потянуться потянуться Обязатель ...
Методы и направления развития творческого потенциала подростков
средством фотоискусства
Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (преподавателем, психологом,) и между других учащихся. Искусство фотографии само по себе много ...
Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и
профессий у младших школьников
Оценка сформированности качеств личности, определяющих её трудовую воспитанность, имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. Экспериментальным путём А.Я. Журкиной и И.И. Зарецкой были выявлены те показатели, которые характеризуют трудовую воспитанность младших школьников. В младшем школьном в ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования