Формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса, с тем чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами.

Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладаю­щих широким кругозором, способных самостоятельно приобре­тать знания.

В поисках путей решения стоящих перед школой задач учи­теля обращаются и к литературному краеведению.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяю­щие его люди, неповторимый облик родной природы — все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Занятия краеведением являются важным источником патрио­тическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведе­ния, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литера­туры — слово.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредст­венно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники ста­новятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к при­роде у людей, способных понимать ее живую красоту, постепен­но сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патрио­тические убеждения.

Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, фор­мируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым спо­собствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.

Многообразный опыт краеведческой работы раскрывается в докладах и сообщениях учителей, участников научно-практиче­ских конференций, и в создаваемых на основе выступлений сбор­никах статей.

Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузи­астов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоя­щее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

Учителя и школьные коллективы накопили опыт краеведческой работы.

В труде А. Е. Ставровского «Краеведческая работа в школе» освещены педагогические принципы организации школьного краеведения, определено основное содержание внеклассной краеведческой работы и раскрыты методы ее организации (преимуще­ственно на материале естествознания). В книгах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова, М.Д.Янко содержатся важ­ные мысли о связи школьного изучения литературы с жизненным опытом учащихся, о творческих письмен­ных работах школьников на основе наблюдений над ;окружающей действительностью, об экскурсиях и похо­дах по литературным местам родного края. В много­численных статьях, брошюрах и книгах Н. П. Анциферо­ва, обстоятельно разработана методика литературно-краеведческих экскурсий. Интересен опыт словесников ;В. В. Касторского, Л. П. Прессмана, Э. Г. Беккера

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят даль­нейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных лите­ратурно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направле­ний, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает соз­дание определенной системы в занятиях.

Цель нашей работы: рассмотреть формы внеклассной работы по литературному краеведению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить формы внеклассной работы по краеведению;

- дать характеристику каждой из форм по литературному краеведению.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.


Статьи о педагогике:

Основные принципы проектной работы
Российские преподаватели очень активно публикуют свои работы и обсуждают тему проектной методики в различных журналах. Я бы хотела обратиться в своей работе к Т.В. Душеиной, преподавательницы из города Выборг, что в Ленинградской области. В своей статье в журнале «Иностранные языки в школе» она даё ...

Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...

Методы исследования профессионального самоопределения
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающ ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru