Формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса, с тем чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами.

Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладаю­щих широким кругозором, способных самостоятельно приобре­тать знания.

В поисках путей решения стоящих перед школой задач учи­теля обращаются и к литературному краеведению.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяю­щие его люди, неповторимый облик родной природы — все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Занятия краеведением являются важным источником патрио­тическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведе­ния, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литера­туры — слово.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредст­венно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники ста­новятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к при­роде у людей, способных понимать ее живую красоту, постепен­но сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патрио­тические убеждения.

Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, фор­мируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым спо­собствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.

Многообразный опыт краеведческой работы раскрывается в докладах и сообщениях учителей, участников научно-практиче­ских конференций, и в создаваемых на основе выступлений сбор­никах статей.

Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузи­астов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоя­щее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

Учителя и школьные коллективы накопили опыт краеведческой работы.

В труде А. Е. Ставровского «Краеведческая работа в школе» освещены педагогические принципы организации школьного краеведения, определено основное содержание внеклассной краеведческой работы и раскрыты методы ее организации (преимуще­ственно на материале естествознания). В книгах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова, М.Д.Янко содержатся важ­ные мысли о связи школьного изучения литературы с жизненным опытом учащихся, о творческих письмен­ных работах школьников на основе наблюдений над ;окружающей действительностью, об экскурсиях и похо­дах по литературным местам родного края. В много­численных статьях, брошюрах и книгах Н. П. Анциферо­ва, обстоятельно разработана методика литературно-краеведческих экскурсий. Интересен опыт словесников ;В. В. Касторского, Л. П. Прессмана, Э. Г. Беккера

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят даль­нейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных лите­ратурно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направле­ний, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает соз­дание определенной системы в занятиях.

Цель нашей работы: рассмотреть формы внеклассной работы по литературному краеведению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить формы внеклассной работы по краеведению;

- дать характеристику каждой из форм по литературному краеведению.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.


Статьи о педагогике:

Методы профессионального самосовершенствования педагога
После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профе ...

Речь. Общение
Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека. Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой: 1 – осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная), 2 – речь выступает как средство выражения мыслей. В коммуникативной фун ...

Приемы работы с детьми над выразительностью образа человека или животных
Формирование у детей конструктивных н изобразительных умений осуществляется педагогом постепенно - от знакомства и действий ребенка с реальными объемными предметами, составления целого предмета из готовых отдельных частей, через изменение формы в пластичном материале - глине - к созданию графическо ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru