Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики

Страница 1

Взрослые обычно не испытывают трудностей в общении с детьми когда необходимо просто показать, как использовать ножницы или объяснить, насколько опасны машины, но намного сложнее общаться, когда в действие вступают чувства ребенка или ваши собственные. И поэтому создание программы по развитию коммуникативных способностей и творческого потенциала учеников, предполагающего развитие у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирования у них высокой культуры речевого поведения очень важно на сегодняшний день.

Рассмотрим программу «Риторика» (для четырехлетней начальной школы), авторами которой являются Т.А. Ладыженская и Н.В. Ладыженская. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Программа введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления .

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Курс риторики в школе - сугубо практический. И поэтому исходя из ее цели научить ребенка эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели - убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. И именно поэтому большая часть времени уделяется практике.

Также на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Это позволяет сказать не только то, что и как сказал ритор, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом дети учатся оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

– кто говорит – пишет (адресант);

– кому говорит – пишет (адресат);

– почему (причина);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что – о чем (содержание высказывания);

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала. Ведущим видом деятельности в м ...

Типы обучения
Существует несколько типов обучения или донесения информации, которые мы рассмотрим ниже. 1. первый тип – это донесение информации до других людей, просто «вываливая» ее на них, вне зависимости, что они потом с ней будут делать и как ею распорядятся. 2. второй тип обучения – это практическая тренир ...

Педагогическая система Генриха Песталоцци – XIX век
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и прак­тическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармо­ническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природо ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru