Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики
Второй блок - «Речевые жанры» - дает сведения о:
- тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
- типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
- речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определенной коммуникативной направленности .
В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение этих моделей речевых жанров, а затем и реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) дает возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников .
Обучение риторике должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. А преподавание риторики должно основываться на деятельностном подходе, как основном способе получения знаний и развития коммуникативных способностей, т.е. школьники, анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. И получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике .
Итак, рассмотрев программу развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики, мы отметили, что этот предмет способствует развитию у учащихся умений и навыков построения связных высказываний, формирования культуры личности, как общей, так и частной. А также выявили, что риторика способствуют развитию коммуникативных способностей.
1) выполнив задачу нашей научной работы, мы составили психолого-педагогическую диагностику уровня развития коммуникативных способностей младших школьников, включающую методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина, В.А. Овчаровой, а также методики «КОС-1» и «КОС-2». Эти методики направлены на выявление коммуникативных способностей: умение быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские отношения с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и др
2) проанализировав программу развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики, мы выявили, что эта программа дает возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения и с особенностями коммуникации в современном мире.
3) основными приемами развития коммуникативных способностей на уроке риторики являются риторические анализы, риторические задачи и риторические игры. Но помимо этого применяются еще и сквозные виды работ, которые, способствуют развитию коммуникативных способностей.
Статьи о педагогике:
Системы действий учителя и учащихся
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. Обязательное требование — каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом. Стадии Деятельно ...
Коммуна имени Феликса Дзержинского
В Большой Советской Энциклопедии под понятием «коммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского» мы находим: «Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, детское воспитательное учреждение. Создано в посёлке Новый Харьков (пригород Харькова) на добровольные отчисления из заработной платы чекистов Украины (как п ...
Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического
сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада
Анализ литературы позволил нам определить, что на сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу термина «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка» (некоторые авторы выделяют отдельно понятия «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «п ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

