Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 1

Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс­ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам.

Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возмож­ность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит рев­ностных пропагандистов художественного слова, помо­гает развитию творческих способностей молодежи.

В книге П. Г. Воробьева, посвященной описанию работы литературно-краеведческого кружка, так опре­деляются его задачи:

«I) Углубить и укрепить знания по литературе, по­лученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

5) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и твор­чество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспита­ния;

6) выявить и усовершенствовать навыки исследова­тельской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего пред­мета».

К этому надо добавить, что литературно-краеведче­ский кружок призван также прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса. Не следует опасаться того, что иной раз краевед­ческие интересы школьников выходят за рамки кружка и последний теряет свои отчетливые контуры. В ряде случаев кружковые занятия учащихся могут переходить в общешкольные (литературно-краеведческие экскурсии, походы), и наоборот, нередко лишь кружок способен наиболее полно ответить на запросы пытливых. Только. найдя дело по душе и по силам, школьники будут за­хвачены им, по-настоящему увлечены.

Юные краеведы собирают местный фольклор, чита­ют и обсуждают произведения писателей-земляков, ве­дут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Нередко, однако, литератур­но-краеведческий кружок строит свою деятельность • в одном из следующих направлений, тесно связанных между собою: фольклорное, историко-литературное, литературнотворческое.

Кружковая работа позволяет учитывать индивидуальные ин­тересы детей, углублять их знания в той или иной области ли­тературного образования, совершенствовать речевые умения и навыки, развивать творческие способности.

Обычно кружок объединяет 20—30 учащихся одного, парал­лельных или смежных классов. Направление работы кружка зависит от инициативы и склонностей кружковцев. Самостоя­тельный выбор, добровольное участие в работе кружка повы­шает заинтересованность, увлеченность делом.

Свободное проявление инициативы, творческое развитие школьников—вот главное назначение кружковой работы. Сле­дует стремиться к тому, чтобы каждый член кружка получал задания интересные и посильные, чтобы работа в кружке помогла ему выявить и развить свои способности.

План работы кружка обычно составляется на полугодие и предусматривает по 2—3 занятия в месяц. Завершающим этапом является итоговое мероприятие с привлечением широкой аудитории: школьный утренник, литературный вечер, спектакль, кон­церт, являющиеся своеобразным творческим отчетом о деятель­ности одного или нескольких кружков.

Работа литературно- краеведческого кружка должна быть связана с работой среди населения: кружковцы организуют небольшие выступления, беседы па литера­турные темы, чтение специально подготовленных стихотворений, отрывков из прозы библиотеке, на родитель­ских собраниях.

В работу кружка входит подготовка литературных утрен­ников или вечеров, организация выставок к таким вечерам, работа по выпуску специальных стенных газет, альбомов.

В план работы кружка можно включить организацию вечера встречи с писателями, журналистами, литературоведами, рабо­тающими в республике, подготовку «Недели детской книги». На заседаниях кружка обсуждаются и творческие работы кружковцев: статьи для стенгазеты, сочинения, стихи или рассказы. Лучшие материалы публикуются в стенной газете или рукописном журнале.

В деятельности литературно-краеведческого кружка ведущее место зани­мают следующее виды работы:

1. Самостоятельная работа учащихся по сбору материала о различных сторонах жизни республики, который может быть использован для бесед, письменных работ по литературе и рус­скому языку.

2. Переписка и встреча с писателями, работаю­щими в республике.

3. Организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию
Известно, что процесс порождения речевых высказываний не может быть полностью автоматизирован с точки зрения формы и содержания, ибо в противном случае была бы утрачена сущность языка как основного средства обмена мыслями. Вместе с тем речевые механизмы включают в себя многочисленные компоненты, ко ...

Сущность и характеристика творческого потенциала
«Творческий потенциал - может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, ...

Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru