Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшеклассников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам.
Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.
В книге П. Г. Воробьева, посвященной описанию работы литературно-краеведческого кружка, так определяются его задачи:
«I) Углубить и укрепить знания по литературе, полученные на классных занятиях;
2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;
3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;
4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;
5) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания;
6) выявить и усовершенствовать навыки исследовательской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего предмета».
К этому надо добавить, что литературно-краеведческий кружок призван также прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса. Не следует опасаться того, что иной раз краеведческие интересы школьников выходят за рамки кружка и последний теряет свои отчетливые контуры. В ряде случаев кружковые занятия учащихся могут переходить в общешкольные (литературно-краеведческие экскурсии, походы), и наоборот, нередко лишь кружок способен наиболее полно ответить на запросы пытливых. Только. найдя дело по душе и по силам, школьники будут захвачены им, по-настоящему увлечены.
Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения писателей-земляков, ведут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Нередко, однако, литературно-краеведческий кружок строит свою деятельность • в одном из следующих направлений, тесно связанных между собою: фольклорное, историко-литературное, литературнотворческое.
Кружковая работа позволяет учитывать индивидуальные интересы детей, углублять их знания в той или иной области литературного образования, совершенствовать речевые умения и навыки, развивать творческие способности.
Обычно кружок объединяет 20—30 учащихся одного, параллельных или смежных классов. Направление работы кружка зависит от инициативы и склонностей кружковцев. Самостоятельный выбор, добровольное участие в работе кружка повышает заинтересованность, увлеченность делом.
Свободное проявление инициативы, творческое развитие школьников—вот главное назначение кружковой работы. Следует стремиться к тому, чтобы каждый член кружка получал задания интересные и посильные, чтобы работа в кружке помогла ему выявить и развить свои способности.
План работы кружка обычно составляется на полугодие и предусматривает по 2—3 занятия в месяц. Завершающим этапом является итоговое мероприятие с привлечением широкой аудитории: школьный утренник, литературный вечер, спектакль, концерт, являющиеся своеобразным творческим отчетом о деятельности одного или нескольких кружков.
Работа литературно- краеведческого кружка должна быть связана с работой среди населения: кружковцы организуют небольшие выступления, беседы па литературные темы, чтение специально подготовленных стихотворений, отрывков из прозы библиотеке, на родительских собраниях.
В работу кружка входит подготовка литературных утренников или вечеров, организация выставок к таким вечерам, работа по выпуску специальных стенных газет, альбомов.
В план работы кружка можно включить организацию вечера встречи с писателями, журналистами, литературоведами, работающими в республике, подготовку «Недели детской книги». На заседаниях кружка обсуждаются и творческие работы кружковцев: статьи для стенгазеты, сочинения, стихи или рассказы. Лучшие материалы публикуются в стенной газете или рукописном журнале.
В деятельности литературно-краеведческого кружка ведущее место занимают следующее виды работы:
1. Самостоятельная работа учащихся по сбору материала о различных сторонах жизни республики, который может быть использован для бесед, письменных работ по литературе и русскому языку.
2. Переписка и встреча с писателями, работающими в республике.
3. Организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей.
Статьи о педагогике:
Устная речь на уроках русского как иностранного. Аудирование и говорение
Речевая деятельность – "это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения." (А.Н.Щукин, 2003) Это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач. Фо ...
Этапы проектной работы
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы. Полномасштабный проект включает три стадии: 1. Планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают с ...
Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, г ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования