Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 6

Все литературные экспедиции завершаются отчетом на совете клуба, который сопровождался вручением фотографий, вещей, документов, дневниковых записей, оформленных в аль­бомах.

Иногда материалы литературных экспедиций могут получать выход в экспозицию в виде стендов, вит­рин.

Литературные экспедиции всегда возглавляются учителями. Не обязательно это были словесники, но в этом есть и своя положительная сторона: преподаватели других предметов также литературно образовывались и воспитывались, приобщались к литературе и особо—к клубу, в работе которого они, таким образом, принимали непосредственное участие.

Итак, литературное краеведение является неизбежным компонентом работы школьного литературного клуба. Более того, во многих музеях оно является главной формой работы, определяющей профиль музея, например в музее «Лер­монтов в Москве» в 320-й школе Москвы, в музее, отражающем пребывание многих писателей на Алтае, в 27-й школе Барнаула. Множество музеев так и называется—литературно-краевед­ческие. Думается, что в основу развития школьных литератур­ных клубов должно быть положено прежде всего лите­ратурное краеведение, заключающееся в изучении литератур­ной жизни своего края.

Одна из оправдавших себя форм работы школьного литера­турного клуба—клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию уча­щихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит прежде всего в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер.

Это могут быть устные воспоминания современников писа­теля, в которых очень ценен эффект достоверности, обеспечи­ваемый тем, что рассказчик свидетельствует сам: он сам видел, сам слышал и т. д. Это может быть рассказ о каком-то событии, об истории создания того или иного литературного произведения, об атмосфере, в которой жил писатель, о его друзьях и вообще об окру­жении. Большую роль играет атмосфера дружеского расположения и внимания со стороны учащихся к выступавшим и психологи­ческий эмоциональный настрой у всех гостей, которые подни­маются в актовый зал обычно после осмотра музея, в той или иной степени растроганные и взволнованные, во всяком случае определенным образом вдохновленные на рассказ, на чтение стихов. Это очень важно—чтобы рассказчик был «в уда­ре». Часто выступление монологическое переходит в диалог, в беседу, рассказчик испытывает потребность задать вопрос учащимся, попросить их рассказать кратко о чем-то. Таким обра­зом, возникает общение, а это уже не просто присутствие учащихся на вечере, мероприятие, где можно слушать, а можно и пропускать все мимо ушей,—это активизация, т. е. гарантия прочного усвое­ния знаний.

Важное значение клубной работы состоит и в том, что в процессе ее к учащимся приезжают и общаются с ними люди не­заурядные, яркие, умные и талантливые. У них прекрасная, образная речь, насыщенная интересными примерами, с четкими логическими выводами. Тот литературно-образовательный ма­териал, который они сообщают, в основе своей может, видимо, быть почерпнут из их печатных работ, в большинстве своем опубликованных, но в их устах он звучит доходчивее и убеди­тельнее. То есть важно не только то, что клубная работа дает учащимся литературные знания, но и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.

Значение работы школьного литературного клуба заключается также и в ее массовости. Это не кружковое занятие, в котором участвуют 10—15 человек,—это практически вся школа.

Так называемая пассивность учащихся на клубных меро­приятиях часто видимая. Даже если исключить общение в про­цессе беседы, нельзя же отрицать познавательное значение лекции как таковой. Ученик слушает—значит, он воспринимает, одно­временно он видит выступающего, видит его мимику, жесты, видит, как меняется выражение его глаз. Школьники реагируют на выступление то смехом, то междометиями, выражающими удивление, восхищение и т. д., то аплодисментами. Это живое общение, это активность, а не пассивность. К тому же активность массы (актовый зал вмещает до трехсот человек), что усиливает и обо­стряет восприятие.

Необходимо еще иметь в виду то, что глубокие впечатления откладываются надолго. Иногда сразу их бывает трудно осознать и выразить, но они проявляются потом, иногда через месяцы и годы, играют существенную роль в жизни человека, в его миро­воззрении, в направлении его деятельности, в выборе профессии.

Читательские конференции как форма клубной работы чрезвы­чайно распространены в школах и библиотеках. Применение их в клубе не обязательно связано с произведениями Мая­ковского. Это может быть, например, живой и непосредственный отклик на только что появившуюся в печати или очень актуаль­ную книгу. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. В процессе такого активного отношения к литературе развивается интерес к ней не как к чтиву, занятию от скуки, а как к «учебнику жизни», как к искусству, перед учащи­мися раскрывается идейно-художественное содержание произведений, идет эмоционально-нравственный анализ. С этой точки зре­ния читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Диагностика измерительных умений старших дошкольников
Экспериментальное исследование было проведено в 2005-2006 годах с детьми дошкольного возраста в детском саду «Семицветик». В исследовании участвовали дети экспериментальной и контрольной групп, всего в количестве 50 человек. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрол ...

Пути и способы ознакомления дошкольников с массой предметов
В младшей группе дети не воспринимают образец как меру для сравнения, как эталон. Они ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд. ...

Своеобразие представлений о количестве и числе, возникающих в стихийном и целенаправленно формируемом опыте ребенка
В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо. Множество (это совокупность объектов, которые рассматриваются как единое цел ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru