Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
7. Каких стихов вам не хватает? Какие вы хотели бы прочесть?
8. Нужны ли вам стихи? Зачем?
9. Где вы берете стихи? В книгах, в журналах, у друзей? Слушаете ли по радио или на эстраде?
10. В каких условиях вы любите читать стихи (наедине, в коллективе)?
11. Что вы любите больше: читать или слушать стихи?
12. Как вы провели День поэзии? Что вам запомнилось в сборнике и из событий этого дня?
Ответы были самые разные: и обстоятельные, свидетельствующие об эрудиции и вкусе, и восторженные, о вкусе не свидетельствующие, и краткие, и просто с прочерками вместо ответов. Выяснилось, что интерес к поэзии есть, но далеко не у всех и не всегда обогащающий душу: у многих интерес к поэзии носил характер модного увлечения. Диспут был нужен, и теперь уже непосредственно для него был выработан вопросник, вывешенный в вестибюле школы:
1. Что ты ищешь в поэзии?
2. Достаточно ли тебе Пушкина и Маяковского и почему?' Нужен ли тебе поэт—твой современник и почему?
3. На кого из нынешних поэтов ты возлагаешь большие надежды и почему?
4. Можно ли считать поэзию «учебником жизни»? А может, она задачник;
На диспут можно пригласить поэтов Адыгеи. В частности, недавно вышел сборник стихотворений молодого поэта и писателя Олега Селедцова, который закончил наш Вуз и сейчас является членом Союза писателей. Он кстати может быть интересным собеседником.
Диспут является высокоэффективной формой приобщения учащихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих достаточно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвергается обсуждению. Мало этого. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформулировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте—не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспечить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не безапелляционно-бездоказательно, а разъяснять, убеждать, стараться привести учащихся самих к нужному выводу.
Мы охарактеризовали несколько форм клубной работы последовательно, по восходящей линии, в зависимости от того, насколько активны бывают в них учащиеся.
Таким образом, клубная работа проводится разнообразно и целенаправленно. Формы ее порознь применяются повсюду, клуб их систематизирует, объединяет, концентрирует таким образом, чтобы их сочетание способствовало их взаимодействию. С разных сторон и разными средствами они как бы бьют в одну точку, дополняя и обобщая друг друга. Бывает, что отдельные элементы одной формы проявляются в другой (скажем, элементы диспута на литературном вечере, на просмотре кинофильма или спектакля и т. п.). Мы рассматриваем это как естественный процесс и не боремся за проведение их в чистом виде. Очевидно, органичное взаимопроникновение элементов только усиливает их литературно-образовательное воздействие на учащихся.
«Начитанность современного ребенка,— отмечает М. А. Рыбникова,— измеряется не количеством книг, которые он прочитал, а сочетанием всякого рода очень разнообразных воздействий»
Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в нашей школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб. Особой формой клубной работы является организация детского литературного творчества.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что постоянная литературно-краеведческая работа в основном проводится в литературных объединениях школьников. Это литературные кружки и клубы.
Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.
Работа литературно-краеведческого кружка,
«I) Углубить и укрепить знания по литературе, полученные на классных занятиях;
2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;
3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;
4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;
Статьи о педагогике:
Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. В своей статье, давшей название этой главе, Зачёсова Е.В., участница семинара ДООБ-2005, пишет: «В современной школьной системе все многообразие мира расчленено на составные части-кирпичики, пронумеровано, разложено по ...
Характеристика пассивного словаря у детей с моторной алалией
Вторично, и в меньшей степени, при моторной алалии страдает в своем развитии импрессивная сторона речи. При моторной алалии понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранно. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Нередко родители в ...
Результаты экспериментальной работы
Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания. Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования