Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 8

7. Каких стихов вам не хватает? Какие вы хотели бы прочесть?

8. Нужны ли вам стихи? Зачем?

9. Где вы берете стихи? В книгах, в журналах, у друзей? Слушаете ли по радио или на эстраде?

10. В каких условиях вы любите читать стихи (наедине, в кол­лективе)?

11. Что вы любите больше: читать или слушать стихи?

12. Как вы провели День поэзии? Что вам запомнилось в сборнике и из событий этого дня?

Ответы были самые разные: и обстоятельные, свидетельствую­щие об эрудиции и вкусе, и восторженные, о вкусе не сви­детельствующие, и краткие, и просто с прочерками вместо отве­тов. Выяснилось, что интерес к поэзии есть, но далеко не у всех и не всегда обогащающий душу: у многих интерес к поэзии носил характер модного увлечения. Диспут был нужен, и теперь уже непосредственно для него был выработан вопросник, вывешенный в вестибюле школы:

1. Что ты ищешь в поэзии?

2. Достаточно ли тебе Пушкина и Маяковского и почему?' Нужен ли тебе поэт—твой современник и почему?

3. На кого из нынешних поэтов ты возлагаешь большие надежды и почему?

4. Можно ли считать поэзию «учебником жизни»? А может, она задачник;

На диспут можно пригласить поэтов Адыгеи. В частности, недавно вышел сборник стихотворений молодого поэта и писателя Олега Селедцова, который закончил наш Вуз и сейчас является членом Союза писателей. Он кстати может быть интересным собеседником.

Диспут является высокоэффективной формой приобщения уча­щихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответ­ственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих до­статочно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвер­гается обсуждению. Мало этого. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформу­лировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте—не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспе­чить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не без­апелляционно-бездоказательно, а разъяснять, убеждать, старать­ся привести учащихся самих к нужному выводу.

Мы охарактеризовали несколько форм клубной работы по­следовательно, по восходящей линии, в зависимости от того, насколько активны бывают в них учащиеся.

Таким образом, клубная работа проводится разнообразно и це­ленаправленно. Формы ее порознь применяются повсюду, клуб их систематизирует, объединяет, концентрирует таким обра­зом, чтобы их сочетание способствовало их взаимодействию. С раз­ных сторон и разными средствами они как бы бьют в одну точку, дополняя и обобщая друг друга. Бывает, что отдельные элементы одной формы проявляются в другой (скажем, элементы диспута на литературном вечере, на просмотре кинофильма или спектакля и т. п.). Мы рассматриваем это как естественный процесс и не бо­ремся за проведение их в чистом виде. Очевидно, органичное взаимопроникновение элементов только усиливает их литературно-образовательное воздействие на учащихся.

«Начитанность современного ребенка,— отмечает М. А. Рыбни­кова,— измеряется не количеством книг, которые он прочитал, а сочетанием всякого рода очень разнообразных воздействий»

Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в на­шей школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб. Особой формой клубной работы является органи­зация детского литературного творчества.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что постоянная литературно-краеведческая работа в основном проводится в литературных объединениях школьников. Это литературные кружки и клубы.

Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возмож­ность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит рев­ностных пропагандистов художественного слова, помо­гает развитию творческих способностей молодежи.

Работа литературно-краеведческого кружка,

«I) Углубить и укрепить знания по литературе, по­лученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Методика организации дидактических игр на уроке немецкого языка
Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра оказывает действенное влияние на формирование личности ребёнка, способствует его психологическому развитию – воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности, в играх ребя ...

Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, ко ...

Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru