Теоретико-методические основы тренинга

Страница 1

Подготовка будущих педагогов и психологов к педагогическому общению - сложный многосторонний процесс, предполагающий ориентир на целостное развитие личности педагога и психолога. Эта проблема рассматривается в исследованиях многих ученых. В одних работах объектом исследования становится процесс формирования и развития основ педагогического общения. В других работах внимание исследователей акцентируется на содержании, формах и методах подготовки к педагогическому общению в системе профессионального обучения. Разные подходы к исследованиям обусловили и разные результаты, взаимодополняющие друг друга. Так, при первом подходе результатом исследования является перечисление знаний, умений и личностных свойств будущих педагогов и психологов, которые обеспечивают оптимальное педагогическое общение. При втором - теоретическая разработка различных путей и средств подготовки к педагогическому общению и их возможности в системе вузовского и послевузовского образования.

В то же время, по данным И.П. Глинской, 80% опрошенных учителей испытывают потребность в пополнении знаний по проблемам общения с учащимися. Анализ литературы и опыт показывают, что это обусловлено несколькими причинами:

1) во многих вузах проблема совершенствования профессионально-педагогического общения не рассматривается как основа подготовки учителя к профессии, поэтому педагоги довольствуются житейскими представлениями об общении и стихийно приобретенным опытом общения;

2) профессиональная подготовка не обеспечивается специальными дисциплинами по развитию необходимых для учителей знаний, умений личностных качеств, значимых в общении с учащимися и окружающими;

3) медленное внедрение в систему подготовки и повышения компетентности в педагогическом общении новых подходов, целостных по своему содержанию и структуре;

4) при теоретической разработке и практической подготовке к педагогическому общению не учитываются личностные особенности педагога, обусловленные социоэтническими факторами;

5) профессиональная подготовка учителей недостаточно обеспечивается психологическими концепциями и основами знаний психолого-практической деятельности.

По Ю.Н. Емельянову, повышение компетентности в общении следует рассматривать исходя из таких основных источников ее приобретения человеком как жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и социальные научные методы. Чтобы профессиональное психолого-педагогическое общения было успешным, необходимо профессиональное освоение его на теоретическом уровне, развитие способностей к общению, формирование умений и их реализация в процессе общения. Ни один из этих компонентов сам по себе, в отрыве от других не гарантирует будущим педагогом и психологом успешного взаимодействия во взаимоотношениях с учащимися, ибо он и работает лишь во взаимодействии с другими составляющими основ педагогического общения. Следовательно, для выявления этих компонентов и их совершенствования необходимо разработать соответствующую технологию.

В системе вузовского образования традиционными методами подготовки к педагогическому общению являются лекционные, семинарские и лабораторно-практические занятия. Но наряду с ними, с 70-х годов ХХ века, исследователи многих стран стали разрабатывать различные системы интенсивного группового обучения компетентному общению, рассматриваемые как активные методы обучения, т.е. тренинги. Профессиональный психолого-педагогический тренинг является главной предпосылкой того, чтобы привести в действие внутренние резервы педагога и психолога, актуализировать их способность к саморазвитию, самопознанию. Анализ источников дает понимание тренинга как упражнения, использующего способы саморегуляции, а также как основу освоения нового, обеспечивающего развитие активности, творчества, интуиции, высокой работоспособности, конструктивности мышления, уменьшения стрессируемости. Поэтому тренинг необходим в профессиональной деятельности будущих педагогов и психологов, требующей высокого уровня физической, психической и социальной культуры. При этом значительная интенсификация подготовки к педагогическому общению обеспечивается за счет интеграции теоретических положений общей психологии, педагогики, социальной и педагогической психологии, а также за счет интерактивных, организационно-дидактических возможностей обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Этапы проектной работы
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы. Полномасштабный проект включает три стадии: 1. Планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают с ...

Понятия, функции, виды и свойства внимания
На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находиться в поле ясного сознания, что-то осознается в полнее отчетливо, что-то совсем смутно, а многое вообще не замечается. ...

Методика воспитания быстроты простой двигательной реакции
Постоянное внимание совершенствованию простой двигательной реакции уделяют при специализации и видах спорта, требующих в стартовой фазе состязания или по ходу его мгновенного ответа заранее обусловленным действием на определенный сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение (стартовый выстрел, ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru