Теоретико-методические основы тренинга

Страница 2

В настоящее время содержание системы интенсивного обучения общению и ее методические основы разрабатываются на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровнях Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельяновым, С.И. Макшановым, Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко, А.П. Ситниковым, Х.Т. Шерьяздановой, А.Р. Ерментаевой и другими учеными.

Разновидностями тренингов являются социально-психологический тренинг (Б.С. Девятко, Л.А. Петровская и др.), учебно-тренировочные группы (Ю.Н. Емельянов), активное социальное обучение (Г.А. Ковалев), видеотренинг (Х. Миккин), активное социально-психологическое обучение - АСПО (Т.С. Яценко), профессионально-педагогический тренинг (С.Б. Елканов, В.А. Кан-Калик, В.В. Кузнецов, А.А. Леонтьев, А.Р. Ерментаева и др.), акмеологический тренинг (А.П. Ситников) и др. Все эти психотехнологии группового обучения представляют собой один и тот же подход, направленный на достижение и под держание высокого интеллектуального познания, развитие личностных качеств и обогащение опыта общения. Хотя в каждом отдельном случае используется свое название, определяющее организационно-методическую аранжировку обучения, каждая из этих методик опирается, прежде всего, на внутренние творческие возможности личности. Задачи тренинга могут быть различные, но в силу целостного характера процесса общения они всегда взаимозависимы, взаимообусловлены. В то же время при организации тренинговых занятий одна из этих задач должна быть ведущей; выбор такой задачи определяет содержание обучения компетентному общению, развитие определенных его компонентов, значимых в общении. В соответствии с этим для активных методов обучения общению характерна вариативность.

Профессионально-педагогическое общение специфически обусловлено характером взаимодействия и взаимоотношения учителя и ученика с предписанными ролевыми позициями. Поэтому при организации тренинга для студентов педвузов приходится прибегать к особым ситуациям общения, в которых бы воспроизводятся аспекты поведения из реальной практики и общения учителя с учащимися и окружающими. В тренинговой группе студент пробует реализовать свои возможности в различных ситуациях взаимодействия, взаимоотношения, приобретает отдельные умения в общении. Таким образом, профессиональный психолого-педагогический тренинг, как средство подготовки будущих педагогов и психологов к педагогическому общению создает реальные условия зарождения потребности в знаниях и их практическом применении, способствует самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию в сфере общения. В этой связи тренинг рассматривается нами как система упражнений, которая положительно меняет позиции студентов, в овладении основами педагогического общения.

Между тем анализ работ, посвященных проблеме применения тренингов, показывает, что отсутствуют исследования об их специфических особенностях при реализации в определенной национальной студенческой группе. Это накладывает свой отпечаток на характер подготовки к педагогическому общению будущих педагогов и психологов с казахским языком обучение.

В целях более детального исследования проблемы мы использовали работы, с помощью которых имеем возможность проанализировать различные формы, методы, средства интенсивного обучения компетентному педагогическому общению в системе "учитель-ученик". Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская в своих исследованиях раскрыли сущность социально-психологического тренинга. Авторы считают, что восприятие, понимание человеком другого в процессе общения являются сердцевиной тренинга и определяют основные задачи, организационную процедуру и конечный эффект. В их исследованиях подробно рассмотрена проблема обратной связи как важнейшей составляющей тренинга, обеспечивающей его эффективность. Обратная связь в тренинге, т.е. те сведения, которые получает человек от других участников группы относительно своего поведения, достигает своей цели при соблюдении следующих условий:

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Основные задачи и методы педагогического эксперимента
Обучение алгебре, как и любому учебному предмету, может стать средством формирования личности, если учителю удаётся правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать индивидуальные особенности учащихся. Планируя индивидуальные задания, составляя проверочные работы разных ур ...

Понятие и сущность воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит? Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и сп ...

Психологические собенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психическ ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru