Теоретико-методические основы тренинга

Страница 3

- описательном характере обратной связи;

- неотсроченности обратной связи;

- специфичности обратной связи, а не обобщенности;

- релевантности обратной связи к потребностям и получающего, и дающего;

- реализации обратной связи в контексте группы;

- высказываний по поводу таких свойств участников, которые могут быть реально изменены.

При применении тренинга важным является: способность самого человека к активной самоперестройке, самопознанию и самосовершенствованию.

В соответствии с целями и задачами педагогического общения и его условиями на современном этапе разрабатываются система понятий и технология их ведения в ПППТ. Например, Г.Е. Филатова определяет психологические и дидактические основы использования социально-психологического тренинга в системе профессиональной подготовки будущих учителей. Определенный интерес представляет для нас разработанная автором методика деловых игр и групповых дискуссий, которые используются на практических занятиях по психотехнологиям, практикуму по специальности и психологии личности. Кроме того, Г.Е. Филатова предпринимает попытку особо расширить психокоррекционную возможность социально-психологического тренинга.

Особенности саморегуляции поведения в сфере общения, активизация ее с целью повышения эффективности социально-психологического тренинга рассматривает А.Л. Лесовик, разработавший модифицированный вариант проведения тренинга.

Содержание тренинговых занятий для будущих учителей и особенности их применения рассмотрены в работах С.Б. Елканова. По его мнению, с помощью тренинга совершенствуются, во-первых, умение овладеть кинестезией, культурой движения: умение расслаблять или напрягать нужные мышцы, успокаивать или взбадривать нервную систему и т.д., что способствует мобилизации педагогического восприятия, мышления и воображения; во-вторых, владение течением внутреннего видения, мысли, чередование чувственных образов, произвольными переключениями; в-третьих, освоение так тики и стратегии педагогического мышления.

В современной литературе, как правило, выделяют три типа базовых методов интерактивного обучения:

1. дискуссионные методы - групповые дискуссии, разбор казусов из практики, анализ ситуации морального выбора и др.;

2. игровые методы - дидактические творческие игры, деловые (управленческие) игры, ролевые игры, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция), контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

3. сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности, восприятия, самопонимания, эмпатия).

Необходимо отметить, что такое деление методов тренинга достаточно условно. Эти группы методов взаимопроникают друг в друга, взаимодополняют друг друга. Например, при тренировке эмпатийности эффективно использовать метод группового обсуждения или игровое моделирование.

Таким образом, игра является целенаправленным организованным процессом, содержание и методика которого определяются вышеперечисленными требованиями и целями тренинга. Компоненты, составные части этого процесса не могут носить случайного характера, а должны представлять собой определенную систему деятельности участников и ведущего тренинговой группы. Игры учат работать в группе, коллективно трудиться, принимать коллегиальное решение. Они учат: умению слушать собеседника, слышать себя в разговоре, рефлексии своей деятельности, способам работы над собой; т.е. дают возможность заняться самоанализом. На эмоциональном фоне игровой деятельности происходит и самосовершенствование умений, личностных качеств, необходимых в педагогической деятельности. Фактором, стимулирующим активность, увлеченность игрой участников тренинга, является сама игровая группа.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Возрастные границы периода младшего школьного возраста определены обучением в начальной школе. В настоящее время, в связи с четырехлетним начальным образование, этот период охватывает возраст от (6)7 до (9)10 лет. В младшем школьном возрасте начинается интенсивное интеллектуальное развитие. В детск ...

Критерии оценки уровня развития творческого потенциала подростков
Для того чтобы процесс развития творческого потенциала подростков осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях его развития у учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью и ...

Из истории использования текстовых задач в России
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идет от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то е ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru