Теоретико-методические основы тренинга
- описательном характере обратной связи;
- неотсроченности обратной связи;
- специфичности обратной связи, а не обобщенности;
- релевантности обратной связи к потребностям и получающего, и дающего;
- реализации обратной связи в контексте группы;
- высказываний по поводу таких свойств участников, которые могут быть реально изменены.
При применении тренинга важным является: способность самого человека к активной самоперестройке, самопознанию и самосовершенствованию.
В соответствии с целями и задачами педагогического общения и его условиями на современном этапе разрабатываются система понятий и технология их ведения в ПППТ. Например, Г.Е. Филатова определяет психологические и дидактические основы использования социально-психологического тренинга в системе профессиональной подготовки будущих учителей. Определенный интерес представляет для нас разработанная автором методика деловых игр и групповых дискуссий, которые используются на практических занятиях по психотехнологиям, практикуму по специальности и психологии личности. Кроме того, Г.Е. Филатова предпринимает попытку особо расширить психокоррекционную возможность социально-психологического тренинга.
Особенности саморегуляции поведения в сфере общения, активизация ее с целью повышения эффективности социально-психологического тренинга рассматривает А.Л. Лесовик, разработавший модифицированный вариант проведения тренинга.
Содержание тренинговых занятий для будущих учителей и особенности их применения рассмотрены в работах С.Б. Елканова. По его мнению, с помощью тренинга совершенствуются, во-первых, умение овладеть кинестезией, культурой движения: умение расслаблять или напрягать нужные мышцы, успокаивать или взбадривать нервную систему и т.д., что способствует мобилизации педагогического восприятия, мышления и воображения; во-вторых, владение течением внутреннего видения, мысли, чередование чувственных образов, произвольными переключениями; в-третьих, освоение так тики и стратегии педагогического мышления.
В современной литературе, как правило, выделяют три типа базовых методов интерактивного обучения:
1. дискуссионные методы - групповые дискуссии, разбор казусов из практики, анализ ситуации морального выбора и др.;
2. игровые методы - дидактические творческие игры, деловые (управленческие) игры, ролевые игры, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция), контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
3. сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности, восприятия, самопонимания, эмпатия).
Необходимо отметить, что такое деление методов тренинга достаточно условно. Эти группы методов взаимопроникают друг в друга, взаимодополняют друг друга. Например, при тренировке эмпатийности эффективно использовать метод группового обсуждения или игровое моделирование.
Таким образом, игра является целенаправленным организованным процессом, содержание и методика которого определяются вышеперечисленными требованиями и целями тренинга. Компоненты, составные части этого процесса не могут носить случайного характера, а должны представлять собой определенную систему деятельности участников и ведущего тренинговой группы. Игры учат работать в группе, коллективно трудиться, принимать коллегиальное решение. Они учат: умению слушать собеседника, слышать себя в разговоре, рефлексии своей деятельности, способам работы над собой; т.е. дают возможность заняться самоанализом. На эмоциональном фоне игровой деятельности происходит и самосовершенствование умений, личностных качеств, необходимых в педагогической деятельности. Фактором, стимулирующим активность, увлеченность игрой участников тренинга, является сама игровая группа.
Статьи о педагогике:
Педагогические и возрастные предпосылки силовой подготовки школьников
В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы. Причём абсолютная мышечная сила растёт непрерывно и относительно равномерно на протяжении всего школьного возраста. По данным же А.В. Коробкова, относительная мышечная сила у школьников увеличивается ...
Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней
школе
Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной рабо ...
Организация природоведческой работы в повседневной жизни
дошкольников
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, проме ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования