Внедрение новых технологий

Страница 1

При всех различиях познавательной деятельности школьников средних и старших классов и при соответствующих этому различиях в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывочного знания к знанию все более полному, глубоко осознанному, систематизированному и действенному.

Этапы формирования знаний мы характеризуем на изучении школьниками условной темы одного урока в системе изучения предшествующих и последующих тем курса. Характеризуя общие черты движения знаний, мы отмечаем некоторые варианты в обучении учащихся разных возрастов.

Процесс обучения мы прослеживаем в двух его органически взаимосвязанных сторонах: учебной деятельности школьников и преподавательской деятельности учителя. Учитель — организатор и руководитель процесса обучения — определяет содержание, характер и последовательность учебной деятельности учащихся. Однако успешно организовать учебный процесс учитель сможет лишь в том случае, если он не только конкретно определит цели обучения, но и отчетливо представит себе, какая учебная деятельность его учеников необходима для осуществления этих целей. Срою работу учитель строит применительно к прогнозируемой деятельности школьника. В силу этого в левом столбце мы характеризуем поэтапную учебную деятельность ученика, а в правом — преподавательскую деятельность учителя.

Проверка и актуализация знаний по ранее изученному материалу могут проводиться в качестве самостоятельной части урока и в ходе изучения нового материала по связям с ним. В отдельных случаях, например перед уроками семинарского типа, уроками-экскурсиями, киноуроками и др., учебные задачи могут быть поставлены на одном из предыдущих уроков.

Создание проблемной ситуации может сочетаться с постановкой и уяснением основной задачи урока. Проблемные ситуации возможны и к отдельным подтемам урока. Создаются они не на всех уроках.

Уяснение указаний учителя о за­дачах и способах работы с источниками знаний — документом, картой, картиной; участие в выборе источников и способов деятельности. Работа с источниками знаний, выявление в них материала соответственно учеб­ной задаче. Сообщение-отчет о найденной учебной информации.

Первоначальное осмысление сущности познаваемых фактов: подведение под понятия, установление причинно-следственных связей между фактами, сопоставление с ранее изученными фактами, выявление развития явлений, общих признаков и различий, оценка явлений.

Осмысление фактов осуществляется посредством продумывания и осознания положений, почерпнутых в готовом виде из объяснения учителя, книги, или посредством самостоятель­ного открытия некоторых из них самими учащимися.

Обоснование и обсуждение само­стоятельно сделанных выводов и оценок. Отчеты о решении проблем, вы­сказывание суждений (оценок), возражений товарищам.

Рекомендации источников знаний, инструктаж о способах учебной работы с ними. Возможно при «лечение учащихся к определению источников и способов действий. Руководство работой учащихся по приобретению знаний из различных источников. Слушание и корректирование сообщений учащихся о почерпнутых ими знаниях.

Объяснение сущности изучаемых фактов: раскрытие существенных признаков явлений, связен и отношений между ними, определений, оценок и обобщающих выводов. Использование схем, таблиц, аппликаций, классной доски, учебника.

Способы объяснения — рассуждающее изложение или постановка вопросов и заданий, направляющих мышление учащихся на самостоятельное открытие сущности фактов, или сочетание того и другого.

Проверка самостоятельных суждений и умозаключений учащихся, корректирование, дополнение и подтверждение правильности решения проблем и других ответов.

Первоначальное усвоение исторических фактов и их осмысле­ние условно разделены на последовательные ступени познания. Практически это происходит параллельно и взаимосвязано друг с другом.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Изобразительная деятельность как показатель психического развития
Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психическо ...

Исследование физического развития и физической подготовленности старшеклассников
Известно, что показатель Эрисмана характеризует уровень физического развития и служит в качестве метода оценки развития грудной клетки (А.Н. Воробьев, Ю.К. Соркин, 1987). Результаты исследования показателя Эрисмана у школьников приведены в таблице 1. Таблица 1 Уровень развития грудной клетки у учащ ...

Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru