Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента

Страница 1

По результатам нашего констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости проведения системы логопедических занятий по формированию атрибутивного словаря со старшими дошкольниками с ОНР

Целью формирующего эксперимента является повышение уровня развития атрибутивного словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи в процессе логопедических занятий с использованием средств пейзажной живописи.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

· изучить методики по развитию словаря у старших дошкольников различных авторов;

· разработать комплекс занятий для развития атрибутивного словаря детей с общим недоразвитием речи старшей группы;

· провести занятия по развитию словаря с экспериментальной группой;

· провести контрольный срез уровня развития словаря контрольной и экспериментальной групп;

· обработать результаты формирующего эксперимента;

· сделать выводы, анализы и заключения относительно результатов проведенной методики.

Этапы формирующего эксперимента:

1. Организационный (разработка комплекса занятий по развитию словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).

2. Экспериментальный (проведение комплекса занятий по развитию словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).

3. Аналитический (анализ полученных результатов).

Формирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» в г. Пыталово в феврале – апреле 2013 года во второй половине дня.

Форма проведения эксперимента – подгрупповые логопедические занятия по развитию атрибутивного словаря. Длительность занятия – 30 минут.

При проведении подгрупповых логопедических занятий по развитию атрибутивного словаря нами учитывались закономерности формирования словаря в онтогенезе и особенности лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР. Следовательно, работа по развитию атрибутивного словаря с данными детьми проводилась по следующим направлениям:

· расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности;

· уточнение значений словарного запаса существительных и расширение их семантики;

· активизация атрибутивного словаря за счет включения слов в диалогическую речь, небольшие описательные рассказы; перевод слова из пассивного в активный словарь.

Логопедические занятия проводились нами в соответствии с учетом следующих методических принципов: ведущей роли обучения в процессе развития; индивидуального подхода; учета потенциальных возможностей ребенка; взаимосвязи речевого и умственного развития; постепенного усложнения заданий и речевого материала; системного и комплексного подходов; наглядности и доступности материала.

Произведения пейзажной живописи подбирались с учетом доступности возрасту детей (6 лет), соответствующие настоящему сезонному явлению природы, или сезонному явлению в противопоставлении с реальным.

Логопедическое занятие по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР имело следующую структуру:

I. Организационный момент (2-3 минуты): расширение и уточнение представлений об объекте или предмете.

На занятиях использовались следующие виды заданий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Особенности развития представлений о величине у старших дошкольников
Столяр А.А. , Метлина Л.С. отмечают, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдель ...

Методические разработки опытов, с использованием цифровой лаборатории «Архимед», для урочной деятельности
В предлагаемых работах используется, входящие в состав цифровой лаборатории «Архимед» карманный компьютер (КПК), устройство NOVA5000, TriLink, датчик рН и датчик температуры. Тема: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов Тема «Растворение как физико-химический проце ...

Профессионально-прикладная физическая культура как один из видов физического воспитания
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой пед ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru