Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента
По результатам нашего констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости проведения системы логопедических занятий по формированию атрибутивного словаря со старшими дошкольниками с ОНР
Целью формирующего эксперимента является повышение уровня развития атрибутивного словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи в процессе логопедических занятий с использованием средств пейзажной живописи.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
· изучить методики по развитию словаря у старших дошкольников различных авторов;
· разработать комплекс занятий для развития атрибутивного словаря детей с общим недоразвитием речи старшей группы;
· провести занятия по развитию словаря с экспериментальной группой;
· провести контрольный срез уровня развития словаря контрольной и экспериментальной групп;
· обработать результаты формирующего эксперимента;
· сделать выводы, анализы и заключения относительно результатов проведенной методики.
Этапы формирующего эксперимента:
1. Организационный (разработка комплекса занятий по развитию словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).
2. Экспериментальный (проведение комплекса занятий по развитию словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).
3. Аналитический (анализ полученных результатов).
Формирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» в г. Пыталово в феврале – апреле 2013 года во второй половине дня.
Форма проведения эксперимента – подгрупповые логопедические занятия по развитию атрибутивного словаря. Длительность занятия – 30 минут.
При проведении подгрупповых логопедических занятий по развитию атрибутивного словаря нами учитывались закономерности формирования словаря в онтогенезе и особенности лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР. Следовательно, работа по развитию атрибутивного словаря с данными детьми проводилась по следующим направлениям:
· расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности;
· уточнение значений словарного запаса существительных и расширение их семантики;
· активизация атрибутивного словаря за счет включения слов в диалогическую речь, небольшие описательные рассказы; перевод слова из пассивного в активный словарь.
Логопедические занятия проводились нами в соответствии с учетом следующих методических принципов: ведущей роли обучения в процессе развития; индивидуального подхода; учета потенциальных возможностей ребенка; взаимосвязи речевого и умственного развития; постепенного усложнения заданий и речевого материала; системного и комплексного подходов; наглядности и доступности материала.
Произведения пейзажной живописи подбирались с учетом доступности возрасту детей (6 лет), соответствующие настоящему сезонному явлению природы, или сезонному явлению в противопоставлении с реальным.
Логопедическое занятие по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР имело следующую структуру:
I. Организационный момент (2-3 минуты): расширение и уточнение представлений об объекте или предмете.
На занятиях использовались следующие виды заданий:
Статьи о педагогике:
Понятие, сущность ценностных ориентаций в структуре личности
В отечественной литературе имеется значительное количество научных работ, посвященных формированию и функционированию ценностных ориентаций личности, социальных групп и общества в целом. Поскольку специфика ценностей лежит в междисциплинарном поле, то и исследования имеются как в области психологии ...
Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, чт ...
Методика организации дидактических игр на уроке немецкого
языка
Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра оказывает действенное влияние на формирование личности ребёнка, способствует его психологическому развитию – воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности, в играх ребя ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования