Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента

Страница 1

По результатам нашего констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости проведения системы логопедических занятий по формированию атрибутивного словаря со старшими дошкольниками с ОНР

Целью формирующего эксперимента является повышение уровня развития атрибутивного словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи в процессе логопедических занятий с использованием средств пейзажной живописи.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

· изучить методики по развитию словаря у старших дошкольников различных авторов;

· разработать комплекс занятий для развития атрибутивного словаря детей с общим недоразвитием речи старшей группы;

· провести занятия по развитию словаря с экспериментальной группой;

· провести контрольный срез уровня развития словаря контрольной и экспериментальной групп;

· обработать результаты формирующего эксперимента;

· сделать выводы, анализы и заключения относительно результатов проведенной методики.

Этапы формирующего эксперимента:

1. Организационный (разработка комплекса занятий по развитию словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).

2. Экспериментальный (проведение комплекса занятий по развитию словаря у детей старшей группы с общим недоразвитием речи).

3. Аналитический (анализ полученных результатов).

Формирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» в г. Пыталово в феврале – апреле 2013 года во второй половине дня.

Форма проведения эксперимента – подгрупповые логопедические занятия по развитию атрибутивного словаря. Длительность занятия – 30 минут.

При проведении подгрупповых логопедических занятий по развитию атрибутивного словаря нами учитывались закономерности формирования словаря в онтогенезе и особенности лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР. Следовательно, работа по развитию атрибутивного словаря с данными детьми проводилась по следующим направлениям:

· расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности;

· уточнение значений словарного запаса существительных и расширение их семантики;

· активизация атрибутивного словаря за счет включения слов в диалогическую речь, небольшие описательные рассказы; перевод слова из пассивного в активный словарь.

Логопедические занятия проводились нами в соответствии с учетом следующих методических принципов: ведущей роли обучения в процессе развития; индивидуального подхода; учета потенциальных возможностей ребенка; взаимосвязи речевого и умственного развития; постепенного усложнения заданий и речевого материала; системного и комплексного подходов; наглядности и доступности материала.

Произведения пейзажной живописи подбирались с учетом доступности возрасту детей (6 лет), соответствующие настоящему сезонному явлению природы, или сезонному явлению в противопоставлении с реальным.

Логопедическое занятие по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР имело следующую структуру:

I. Организационный момент (2-3 минуты): расширение и уточнение представлений об объекте или предмете.

На занятиях использовались следующие виды заданий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
Рассмотрим особенности диагностики неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов. 1. Диагностика нарушений восприятия. Для практических целей Форгус (Forgus) определил восприятие как процесс донесения информации, полученной из ощущений, ее расшифровки, установления связи с ранее пройденным ...

Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности
Осанка – привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Осанка – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ход ...

Самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю-профессионалу, учителю. Педагог оказывает большое влияние на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личн ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru