Колония-завод

Страница 1

Прошли годы упорных сражений за светлое будущее детей. И в этих педагогических сражениях одну из главных ролей играл высокопроизводительный труд на современном оборудовании. А. С. Макаренко прекрасно понимал, что однообразная, примитивная работа не принесёт ничего полезного для ума и души воспитанников. Как показала практика, на скучном и неиндустриализованном производстве практически никто не хотел работать (стоит вспомнить сапожную мастерскую, о которой я писал в подглаве 2.2.).

В этой части своей курсовой работы я опишу условия детского производительного труда в коммуне им. Дзержинского в 1932-1936 годах.

Строительство нового завода, оборудованного по последнему слову современной техники (о котором уже было сказано в третьей главе) было большим событием в жизни коммуны; воспитанники видели в нем возможность осуществления своей давнишней мечты – получения технической квалификации, позволяющей им принять непосредственное участие вместе с рабочим классом в реконструкции народного хозяйства СССР, в строительстве социализма. Идеология того времени была на руку Макаренко, и перед ним открывалась перспектива полного соединения производительного труда с обучением в целях воспитания всесторонне развитых людей, активных членов социалистического общества.

В 1931 г. при деятельном участии Макаренко правлением коммуны имени Дзержинского группе инженеров было предложено произвести выбор такого производственного объекта для строительства, который отвечал бы учебно-воспитательным задачам коммуны, был бы полезным для страны, интересным для воспитанников с технологической стороны и показательным для других предприятий. Кроме того, будущий завод должен был обеспечить самостоятельное хозяйственное существование и дальнейшее развитие коммуны.

Требования эти сводились к следующим положениям:

1. Производство должно готовить квалифицированных рабочих наиболее дефицитной профессии в современной машиностроительной промышленности – установщиков, наладчиков и инструкторов, обслуживающих массовое производство и станки со сложными настройками и приспособлениями. Предприятие должно быть оборудовано современными станками.

2. Особое внимание должно быть уделено инструментальному отделу, готовящему весь специальный инструмент, приспособления и штампы.

3. Центром тяжести производственного обучения должна быть работа по наладке, так как рациональная эксплуатация современного оборудования зависит от умения настраивать сложные станки.

4. Производство должно охватить широкие технологические процессы для удовлетворения педагогических требований.

5. Характер объекта и масштаб производства должны обеспечить возможность как организации процесса по поточной системе, так и работы по предельным калибрам высокого класса точности.

6. Изготовляемая продукция должна представлять цельный, законченный механизм и способствовать приобретению разнообразных профессиональных навыков.

7. Объект производства должен обеспечить содержательную работу по испытанию изготовленного материала лабораторным способом. Он должен представлять собой комбинацию двигателя и орудия.

8. Объект производства должен быть значительным по качеству, дефицитным для советского рынка и освобождающим от импорта.

В соответствии с этими требованиями вместе с Макаренко был рассмотрен большой список объектов производства. Выбор пал на переносную электросверлилку типа австрийской фирмы Петравиц, снабженную комплектным универсальным мотором мощностью около 1/6-1/8 лошадиной силы, работающую от осветительной свечи с напряжением в 110 или 220 вольт, как от переменного, так и от постоянного тока. Электросверлилка должна давать 1200 оборотов шпинделя в минуту при максимальном диаметре сверления до 15 мм по железу. Небольшой вес машины – всего около 5 кг – позволял легко переносить ее с места на место в зависимости от условий работы. Электросверлилка получила название «ФД-1» (Феликс Дзержинский, серия № 1). В приложении В производимые колонией электродрели изображены на фот. 7.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
К проблемам Детства обращаются такие ученые как В.Г Безносов, А.А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, В.А. Хушелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и другие, изучал феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, органично адаптированный к нему, котор ...

Уровень сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было определение уровня сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс. С этой целью мы провели ряд замеров в двух первых классах. В качестве экспериментального мы выбрали 1 «Б» класс. В качестве контрольного - 1 «А» класс. В 1 «А» ...

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru