Методика констатирующего эксперимента

Страница 6

Глеб К. с интересом отнесся к заданиям. В разделе обследования пассивного словаря больших затруднений не наблюдалось, быстро справлялся с заданиями. Задание 1 на понимание антонимов прилагательных выполнил без ошибок (12 баллов). Из форм геометрических фигур путает прямоугольную – треугольную, прямоугольную – квадратную, не называет овальную форму. Не знает таких цветов, как: коричневый, лазурный, сиреневый, голубой. В определении видов пейзажной живописи, ребенку трудно было определить сельский пейзаж, а затем и назвать самостоятельно (сельский и городской). Глеб правильно выполнил задания на понимание антонимов прилагательных и набрал максимальное количество баллов за это задание (12 баллов). Зато самостоятельно и правильно подобрать антонимы к некоторым словам не удалось (ленивый – «неленивый», толстый – «худой», высокий – «маленький»). Эти ошибки свидетельствуют о невысоком развитии активного словаря прилагательных, в неточном употреблении некоторых прилагательных, о недостаточной дифференцировке сходных признаков. В разделе обследования активного словаря наблюдались затруднения, выражающиеся в том, что незнание правильного ответа давало сбои в дальнейшей работе или отказ от выполнения. Поэтому ребенка приходилось часто хвалить, ободрять или помогать ему. Наблюдались аграмматизмы (морской – «моревой»). Мальчик справился с заданиями методики лучше всех из этой группы обследуемых, показал высокий результат развития атрибутивного словаря (78 баллов).

Для того, чтобы выяснить, какие задания вызывали затруднения у детей каждой из групп, мы проанализировали их более подробно.

Рис. 3. Результаты выполнения заданий на выявление объема атрибутивного словаря у детей группы № 1и группы № 2 на констатирующем этапе эксперимента в баллах.

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий групп № 1 и 2 на этапе констатирующего эксперимента.

Задание 1 (пассивный словарь). Испытуемые группы № 1 выполнили задание на понимание антонимов прилагательных с небольшим отрывом лучше, набрав в общей сумме 60 баллов, а группа № 2 – 58 баллов.

Задание 2 (пассивный словарь). Испытуемые группы № 1 выполнили задание на понимание форм предметов лучше и набрали в общей сумме 36 баллов, группа № 2 – 28 баллов. Дети не знают или путают формы предметов, такие как: овал, прямоугольник, треугольник.

Задание 3 (пассивный словарь). Испытуемые группы № 1 справились с заданием на понимание цвета предметов, лучше и их общий результат составляет 84 балла. Группа № 2 – 76 баллов. Распространенными ошибками в этом задании почти у всех детей обеих групп являются незнание сиреневого, лазурного цветов.

Задание 4 (пассивный словарь). Испытуемые группы № 2 – 36 баллов, справились с заданием лучше, чем испытуемые группы № 1 – 32 балла. Это свидетельствует о том, что группа № 2 лучше понимает виды пейзажной живописи. Затруднение выполнения этого задания выражались в сложном разграничении лесного и сельского, сельского и городского пейзажа, а вот морской пейзаж почти все дети указали правильно.

Задание 1 (активный словарь). Испытуемые группы № 1 показали результат значительно выше (72 балла), чем группа № 2 (46 баллов). Частой ошибкой в подборе антонимов прилагательных, является прибавление к слову частицы не (злой - незлой).

Задание 2 (активный словарь). Испытуемые группы № 1 употребляют цвета предметов значительно лучше, так как они в общей сумме набрали – 67 баллов, а группа № 2 – 54 балла. Дети часто путают синий и голубой цвета, голубой и лазурный, лазурный – сиреневый, синий – зеленый.

Задание 3 (активный словарь). Испытуемые группы № 1 выполнили задание на употребление форм предметов лучше и показали – 34 балла, а группа № 2 показала результат – 18 баллов. В этом задании детям было труднее всего назвать овальную, прямоугольную и треугольную формы, например, называя прямоугольную – квадратной, овальную – круглой.

Задание 4 (активный словарь). Испытуемые группы № 1 выполнили это задание лучше и набрали – 27 баллов, а группа № 2 – всего 9 баллов. У многих детей наблюдались трудности в подборе синонимов прилагательных выраженные в смысловых заменах (например: красивый - хороший). Часто дети подбирали слово с противоположным значением, поэтому требовалась повторная инструкция.

Задание 5 (активный словарь). Испытуемые групп 1 и 2 справились с заданием на употребление видов пейзажной живописи почти одинаково. Группа № 1 показала в общей сумме – 16 баллов, а группа № 2 – 15 баллов. Трудности при выполнении этого задания выражались в длительных паузах, поисках слов, неправильном подборе слов (морской пейзаж – «водный»). Труднее всего детям было назвать сельский пейзаж.

Для определения контрольной и экспериментальной групп сравним общее количество баллов, которое дети обеих групп получили за выполнение всех заданий на исследование развития атрибутивного словаря (см. Приложение 3. Таблицы 1, 2).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Психологические особенности дошкольников
За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считат ...

Психические процессы. Внимание
Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком либо объекте. Оно необходимо и при восприятии, мышлении, действии. Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается в более ясном и отчетливом протекании психических про ...

Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста
коррекционная эмоциональная аффективный ученик Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности ш ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru