Методика констатирующего эксперимента

Страница 6

Глеб К. с интересом отнесся к заданиям. В разделе обследования пассивного словаря больших затруднений не наблюдалось, быстро справлялся с заданиями. Задание 1 на понимание антонимов прилагательных выполнил без ошибок (12 баллов). Из форм геометрических фигур путает прямоугольную – треугольную, прямоугольную – квадратную, не называет овальную форму. Не знает таких цветов, как: коричневый, лазурный, сиреневый, голубой. В определении видов пейзажной живописи, ребенку трудно было определить сельский пейзаж, а затем и назвать самостоятельно (сельский и городской). Глеб правильно выполнил задания на понимание антонимов прилагательных и набрал максимальное количество баллов за это задание (12 баллов). Зато самостоятельно и правильно подобрать антонимы к некоторым словам не удалось (ленивый – «неленивый», толстый – «худой», высокий – «маленький»). Эти ошибки свидетельствуют о невысоком развитии активного словаря прилагательных, в неточном употреблении некоторых прилагательных, о недостаточной дифференцировке сходных признаков. В разделе обследования активного словаря наблюдались затруднения, выражающиеся в том, что незнание правильного ответа давало сбои в дальнейшей работе или отказ от выполнения. Поэтому ребенка приходилось часто хвалить, ободрять или помогать ему. Наблюдались аграмматизмы (морской – «моревой»). Мальчик справился с заданиями методики лучше всех из этой группы обследуемых, показал высокий результат развития атрибутивного словаря (78 баллов).

Для того, чтобы выяснить, какие задания вызывали затруднения у детей каждой из групп, мы проанализировали их более подробно.

Рис. 3. Результаты выполнения заданий на выявление объема атрибутивного словаря у детей группы № 1и группы № 2 на констатирующем этапе эксперимента в баллах.

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий групп № 1 и 2 на этапе констатирующего эксперимента.

Задание 1 (пассивный словарь). Испытуемые группы № 1 выполнили задание на понимание антонимов прилагательных с небольшим отрывом лучше, набрав в общей сумме 60 баллов, а группа № 2 – 58 баллов.

Задание 2 (пассивный словарь). Испытуемые группы № 1 выполнили задание на понимание форм предметов лучше и набрали в общей сумме 36 баллов, группа № 2 – 28 баллов. Дети не знают или путают формы предметов, такие как: овал, прямоугольник, треугольник.

Задание 3 (пассивный словарь). Испытуемые группы № 1 справились с заданием на понимание цвета предметов, лучше и их общий результат составляет 84 балла. Группа № 2 – 76 баллов. Распространенными ошибками в этом задании почти у всех детей обеих групп являются незнание сиреневого, лазурного цветов.

Задание 4 (пассивный словарь). Испытуемые группы № 2 – 36 баллов, справились с заданием лучше, чем испытуемые группы № 1 – 32 балла. Это свидетельствует о том, что группа № 2 лучше понимает виды пейзажной живописи. Затруднение выполнения этого задания выражались в сложном разграничении лесного и сельского, сельского и городского пейзажа, а вот морской пейзаж почти все дети указали правильно.

Задание 1 (активный словарь). Испытуемые группы № 1 показали результат значительно выше (72 балла), чем группа № 2 (46 баллов). Частой ошибкой в подборе антонимов прилагательных, является прибавление к слову частицы не (злой - незлой).

Задание 2 (активный словарь). Испытуемые группы № 1 употребляют цвета предметов значительно лучше, так как они в общей сумме набрали – 67 баллов, а группа № 2 – 54 балла. Дети часто путают синий и голубой цвета, голубой и лазурный, лазурный – сиреневый, синий – зеленый.

Задание 3 (активный словарь). Испытуемые группы № 1 выполнили задание на употребление форм предметов лучше и показали – 34 балла, а группа № 2 показала результат – 18 баллов. В этом задании детям было труднее всего назвать овальную, прямоугольную и треугольную формы, например, называя прямоугольную – квадратной, овальную – круглой.

Задание 4 (активный словарь). Испытуемые группы № 1 выполнили это задание лучше и набрали – 27 баллов, а группа № 2 – всего 9 баллов. У многих детей наблюдались трудности в подборе синонимов прилагательных выраженные в смысловых заменах (например: красивый - хороший). Часто дети подбирали слово с противоположным значением, поэтому требовалась повторная инструкция.

Задание 5 (активный словарь). Испытуемые групп 1 и 2 справились с заданием на употребление видов пейзажной живописи почти одинаково. Группа № 1 показала в общей сумме – 16 баллов, а группа № 2 – 15 баллов. Трудности при выполнении этого задания выражались в длительных паузах, поисках слов, неправильном подборе слов (морской пейзаж – «водный»). Труднее всего детям было назвать сельский пейзаж.

Для определения контрольной и экспериментальной групп сравним общее количество баллов, которое дети обеих групп получили за выполнение всех заданий на исследование развития атрибутивного словаря (см. Приложение 3. Таблицы 1, 2).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Система эвристических методов Г.Д. Балка
Система эвристических приемов Г.Д. Балка имеет в своей основе некоторые методы, рассмотренные выше, такие как введение вспомогательных неизвестных, преобразование задачи в равносильную ей, разбиение задачи на подзадачи. Однако, помимо того, важными для эвристических рассуждений автор считает методы ...

План проведения педсовета. Документация педсовета. Параметры оценки
План проведение педсовета. Как правило, заседание начинается с анализа решений предыдущего педсовета. Это может сделать и руководитель, и методист детского сада, и опытный педагог, которому это поручается. Затем предполагается вступительное слово председателю Совета, в котором он освещает: - Актуал ...

Современное применение технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко
Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений. Несмотря на то, что да ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru