Воспитание настоящего гражданина
Макаренко чрезвычайно строго относился к оценке состоянии коммуны, к оценке своей работы. Много он требовал и от воспитанников. Эта требовательность в высокой степени способствовала дисциплинированности учреждения.
Сочетание требовательности к людям с искренним доверием к человеку создавало атмосферу, к которой совместное воспитание юношей и девушек не являлось особой проблемой.
Макаренко писал: «В целом Союзе, а может быть и во всем мире, наша коммуна единственное учреждение, которое взялось за совместное воспитание юношей и девушек в условиях общего интерната, и даже больше, в условиях общего коридора спален». Естественно, колонисты иногда влюблялись, и порою дело доходило до внебрачных отношений,– были случаи неудавшихся абортов или рождения детей. Уместным будет напомнить и о самоубийстве Чоботя из «Педагогической поэмы» – одного из лучших колонистов на почве любви. После этого случая Макаренко, как правило, давал возможность влюблённой паре (если такова действительно существовала) сделать выбор: или остаться в колонии, но избегать любых бо́льших отношений, кроме дружеских, или же выходить из коммуны для создания полноценной семьи.
Вышедшим из колонии семьям или некоторым отдельным, не ужившимся в коллективе личностям, предоставлялась денежная помощь по инициативе Макаренко. Делалось это для того, чтобы дать понять оступившемуся колонисту, что его не забыли и всегда помнят и ждут. И были случаи, когда беглецы во взрослую жизнь сами приходили из-за тяжёлых жизненных ситуаций назад в коммуну. Коллектив радостно принимал всех вернувшихся, но больше всех радовался, конечно, сам Антон Семёнович, так как больше стало одним колонистом, одним человеком в обществе, который сделал правильный выбор.
По своему национальному составу колония была не очень разношерстная. Примерный национальный состав коммуны я привёл в приложении Г (график 1 за 1934 год). Но всё же существовали некоторые нюансы на этой почве. Так, например, в «Педагогической поэме» мы можем найти пример национального характера: маленький цыганёнок, который был найден на Харьковском вокзале и приведён в колонию никак не мог отучится воровать. Он воровал не потому, что был голоден или ему чего-то не хватало, а просто из-за любопытства «попадусь – не попадусь». Когда перед ним возникала какая-то ценная вещь он не мог удержится: «глаза видят, руки тянутся, ноги бегут»… Неудивительно, что воровал он порой совершенно не нужные ему вещи: ножовка по металлу, гвоздик или играющую на солнце пуговицу с пиджака у какого-нибудь колониста.
Но педагогический гений Макаренко сразу понял, в чём дело. Когда беспризорником была совершена первая кража, Антон Семёнович сказал: «украдёшь и во второй раз» несмотря на все заверения и обещания цыганёнка. Так и случилось, кража повторилась. Макаренко снова сказал: «украдёшь и в третий раз». Но после третей кражи он заявил: «а с этого момента больше воровать не будешь». Нетрудно догадаться, что Антон Семёнович и на этот раз оказался прав – колонист, наконец, исправился.
Данный рассказ показывает как тонко Макаренко чувствовал все грани детской души, как видел все тёмные уголки совести и привычки. Он владел поистине великим педагогическим даром – даром предвидения.
Макаренко писал о том, что « .коллектив не должен быть обособленным в своем успехе и в своей стройности», что « .все детские колонии, могут переживать гордость своей организации на фоне общего развития».
Исходя из этого, он установил живую связь коммуны с рядом украинских детских учреждений, с колониями: Дергачевской, Глевской имени Т. Шевченко, колонией имени М. Горького, с харьковскими 82-й и 55-й школами для слепых (в данном случае Антон Семёнович также преследовал цели гуманистического воспитания) и другими организациями. Общение между ними, часто организуемые спортивные состязания, обмен опытом заметно обогащали каждое учреждение.
В коммуне итоги учебно-воспитательной работы подводились ежегодно. Здесь часто устраивались производственные и художественные выставки. В связи с этим из года в год накапливался большой материал, который дал возможность в 1935 г. организовать музей-архив. Это был специальный зал рядом с библиотекой, где были богато представлены экспонаты учебно-производственного и художественного характера.
Статьи о педагогике:
Музыка, которую рекомендуют слушать
· Для снятия раздражения: «Лунная Соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата №2» и «Итальянский концерт» Баха; · От головной боли: «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина; · От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьес ...
Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...
Моделирование воспитательной системы класса
Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения но ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

