Воспитание настоящего гражданина

Страница 5

Из этого педагогического момента становится понятно насколько хорошо работала воспитательная система Макаренко на практике и каким тонким педагогическим чутьём он обладал.

При выходе из коммуны Дзержинского, этот колонист, кстати, стал, после соответствующего обучения, головой небольшого колхоза и составил много собственных методик по усовершенствованию труда. Однако, все его методики в общих чертах повторяли систему воспитания Макаренко,– ту систему, которая сделала из него настоящего Человека…

Заботясь о трудовом воспитании колонистов, Макаренко не забывал и об отдыхе.

Ежегодные летние походы были в жизни коммунаров самым радостным событием. Воспринимая их как отдых и развлечение, коммунары, конечно, даже не подозревали о том, какое громадное воспитательное значение придавал этим походам Макаренко. Непосредственное знакомство с родиной, с историческими местами, социалистическим строительством великой страны активизировало юношеские патриотические чувства и убеждения, которые с годами учебы и работы становились неотделимой частью мировоззрения коммунаров. Организуя своих воспитанников для преодоления всех трудностей, связанных с переездами, и лагерно-походной жизнью, начальник коммуны знал, каким могучим фактором культурно-политического, социального роста и физической закалки коммунаров являлись походы.

Воспитанники Макаренко, участники Великой Отечественной войны, все говорят о том, что эти тренировки во многом способствовали их подготовке к труднейшим напряжениям, неизбежным на фронте.

Можно привести пример (сокращённо) одного летнего похода из выписки газеты «Правда Украины» за август 1932 года:

«После интенсивной ударной работы (строительства завода и дополнительных корпусов) коммунары провели свой заслуженный отдых в Бердянске, на берегу моря. В течение этого месяца была развернута в полном объеме внешкольная работа, которая всегда преследовала цели культурного и политического роста воспитанников.

За месяц пребывания в Бердянске коммунары успели выпустить пять номеров газеты «Дзержинец в походе». Коммунары были страстными «газетчиками». С самых первых дней организации учреждения существовала своя газета «Дзержинец». Ее редактировал Макаренко. Материал всегда был в изобилии. Вторая газета – «Шарошка» – достигала иногда пяти метров в длину. Её иллюстрировали молодые художники-коммунары».

А через год,– 1 июля 1933 г. Макаренко, некоторые педагоги, организатор спорта и физкультуры, медицинский и технический персонал - всего 16 человек, вместе с коллективом воспитанников отправились в грандиозный поход, который по размаху и организационным трудностям считался в истории коммуны первым.

Колонна коммунаров состояла из 10 взводов. Шли, как обычно, военным строем, с оркестром и со знаменем. Во время похода коммунары подробно осмотрели: музей имени В.И. Ленина в Ульяновске, Горьковский автозавод, Балахнинскую бумажную фабрику, Сталинградский тракторный завод, цементные заводы в Новороссийске.

Путь был далекий, приходилось пользоваться различными видами транспорта. Прибыв по железной дороге из Харькова в Горький, вся группа на пароходе спустилась по Волге до Астрахани, отсюда по железной дороге – до Новороссийска, из Новороссийска на теплоходе – в Сочи. Здесь, в палатках, коммунары провели свой летний отдых, как всегда давший им новые знания, богатый опыт и тренировку, которые нельзя было получить в повседневной трудовой жизни в коммуне.

Макаренко со своими воспитанниками провел в Сочи ряд местных краеведческих и горных экскурсий. В конце августа весь коллектив двинулся в обратный путь на теплоходе по Черному морю до Севастополя. В Севастополе коммунары побывали в гостях у моряков крейсера «Червона Украина». Руководство этого крейсера несколько лет тому назад взяло шефство над коммуной, а взамен моряки получали от колонистов продукцию их заводов.

Приводимые факты, характеризуя содержание и форму летних походов, показывают, что Макаренко учил коммунаров не только хорошо трудиться, но и разумно отдыхать.

Рассмотрим же теперь более подробно (в хронологическом порядке) сведения о благосостоянии и технической организации труда в колонии им. Дзержинского. Но, для начала, я хотел бы сделать краткий очерк организации производства в колонии имени А. М. Горького с 1920 по 1927 гг. Это небольшое отступление от темы необходимо, чтобы понять принцип работы системы Макаренко (он возглавлял данную коммуну); кроме того, с воспитанников Горьковской колонии было создано ядро коллектива Дзержинской коммуны (в 1927 году, при переселении в пос. Новый Харьков, Харьковской обл.).

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи о педагогике:

Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по ...

Основные задачи и методы педагогического эксперимента
Обучение алгебре, как и любому учебному предмету, может стать средством формирования личности, если учителю удаётся правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать индивидуальные особенности учащихся. Планируя индивидуальные задания, составляя проверочные работы разных ур ...

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры речи у первоклассников на уроках обучения грамоте
Основываясь на результатах опытно-экспериментального исследования, выявляем, что необходима коррекция в методах, формах воспитательных работ. Для этого создаем улучшенные условия в ЭК: уделяем больше внимания составлению схем слов, подбору однокоренных слов, пересказу текста, выражению мыслей. Соде ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru