Воспитание настоящего гражданина

Страница 2

Это было наглядным подтверждением того, что бывшие правонарушители и беспризорники имеют достаточно высокий уровень культуры и морали; кроме того, как побочный продукт воспитания, колония находилась на надлежащем индустриальном этапе развития.

Хочется упомянуть и об одном педагогическом приёме Макаренко, который использовался всегда при поступлении в колонию новых поселенцев.

Перед пришлыми беспризорниками и хулиганами выстраивался строй «коренных» колонистов; сверху он выглядел буквой «П». В центре этой торжественной линейки находилась огромная куча одежды и обуви, которая была раньше (до поступления в колонию) на «новеньких». Подавалась соответствующая команда, и вся эта одежда на площади поджигалась. Далее, когда куча горела, к новоприбывшим выходил А. С. Макаренко и говорил:

– «Вот видите – ваше прошлое горит. Ваши плохие слова и привычки, намерения и поступки. Отныне, вы – новые люди, начинающие новую жизнь. На вас новая и чистая одежда, поэтому ступайте в строй к другим ребятам и помните, что у вас впереди только светлое будущее».

Все приёмы и методы воспитания Макаренко можно охарактеризовать тремя основными принципами, без которых сама система, построенная на трудовом перевоспитании, была бы невозможной.

Первым, самым главным принципом А. С. Макаренко, было: «не пытайся требовать от колонистов сделать сразу всё по правилам. Старая жизнь неизменно будет давать о себе знать». От всех пришлых сорванцов он требовал вначале всего лишь три вещи: ночёвка только на территории коммуны, нетерпимость к пьянству, а также к воровству. По мере воспитания и улучшения поведения прибавлялись другие, более тонкие требования.

Второй, не менее важный принцип, заключался в том, что Макаренко не наказывал тех ребят, которым не доверял, не давая, впрочем, им ответственных поручений. Этим самым он давал коллективу колонии знать, что уважение и доверие к себе надо заслужить хорошими делами и послушанием: «ты не заслужил того, чтобы тебя наказывали».

Третий принцип жизни в коммуне: «кто работает, то и управляет» позволял каждому колонисту чувствовать себя относительно свободно. Ведь, даже тогда, когда мнение А. С. Макаренко не совпадало с решением, так называемого, «совета командиров», последнему предоставлялось заключительное слово в решении проблемы.

Стоит упомянуть и о том, что даже Макаренко никогда бы не заставил работать совершенно новый, набранный на улице коллектив подростков-правонарушителей. Эта горькая правда была очевидна, когда Макаренко только начинал свою деятельность в колонии им. Горького. Более подробно педагогическую работу в этой колонии я описал в главе «Колония. Начало».

Вся суть и соль его методики заключалась в присоединении к большому, хорошо слаженному и проверенному трудовому коллективу воспитанников, малой (раз в 10-20 меньше) группы бывших сорванцов и хулиганов. На фоне общего порядка и самоотверженного труда «старых» колонистов, «новенькие» также начинали без особых проблем привлекаться к данным работам, чтобы не чувствовать себя «белой вороной» в коммуне. Объясняется это спецификой подросткового возраста: «я делаю то, что и все. Я хочу равняться на других, особенно старших товарищей». Если учесть, что основной возраст поступающих в колонию детей был от 12 до 16 лет, становится понятным, почему система Макаренко работала практически без сбоев.

Естественно, что воспитанники были самые разные, и порою они просто не могли перевоспитаться, настроится на общий лад. Были случаи рецидива: совершались кражи, были побеги из колонии (большинство, потом, возвращалось обратно), и, даже, случай убийства новорожденного ребёнка. Но, к счастью, такие случаи были сравнительно редки, а рецидивистов – мало. Для сравнения количества уходов и исключений из колонии в приложении Г (график 2) приводятся данные за 1934 г. Эти цифры свидетельствуют о том, что борьба коллектива за сознательную дисциплину шла настойчиво и непрерывно. С упорными нарушителями дисциплины коллектив поступал строго.

Всё вышесказанное даёт мне право утверждать, что воспитание в коммуне им. Дзержинского было очень конструктивным, несмотря на проблемы общества того времени. Социализация и реабилитация колонистов по системе Макаренко выполнялась на 80-90%. Лишь немногие с бывших воспитанников снова становились на скользкий путь преступления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Основные приемы активизации лексики у детей дошкольного возраста
Ведущие отечественные психологи и педагоги всегда подчеркивали, что факт общения является необходимым для становления человека как личности. Важную роль в формировании навыков общения играет развитие речи. Дети, у которых сформированы речевые навыки, свободно выражают свои мысли, чувства, могут рас ...

Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества. По м ...

Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческого потенциала подростков был повторно проведен тест Гилфорда на развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемых. Результаты теста показали увеличение среднего показателя на 10%, высокого показателя на 10% оригинальн ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru