Воспитание настоящего гражданина

Страница 4

В «Педагогической поэме» Антон Семёнович писал: «На получаемой зарплате воспитанник вырабатывает уменье координировать личные и общественные интересы, попадает в сложнейшее море советского промфинплана, хозрасчета и рентабельности, изучает всю систему советского заводского хозяйства и принципиально становится на позиции, общие со всяким другим рабочим. Наконец приучается просто ценить заработок и уже не выходит из детского дома в образе беспризорной институтки, не умеющей жить, а обладающей только «идеалами».

Макаренко хорошо понимал, что экономический эффект введения заработной платы не является еще показателем воспитательной ценности нового мероприятия. Нужно было заранее учитывать те новые потребности, которые появятся у коммунаров в связи с получением денег, заранее принять меры к тому, чтобы отдельные явления в коллективе не стали в противоречие с интересами всего коллектива и интересами воспитания. А такие явления имели место в жизни коллектива. В романе «ФД-1» Макаренко отмечает то противоречие между экономической и педагогической стороной, которое обнаруживалось в некоторых случаях при введении оплачиваемого труда воспитанников. Он пишет: «Производство, . наполненное стандартным трудом с массой материала, тоже, как будто, увлекало коммунаров, это была непривычно дельная разрядка энергии, но у многих коммунаров она переживалась как погоня за заработком. Коммунары отмечали появление так называемых хищников, которые приходили в цех за полчаса до сигнала на работу и угрюмо начинали отбрасывать с верстака деталь за деталью, однообразно, механически, упорно, совершенно не интересуясь, что за деталь, какого она выходит качества и что рядом делает товарищ».

Воспитание правильного отношения к зарплате, да и вообще к деньгам было важным аспектом того времени. Приведу интересный пример – реальный случай из жизни колонии, описанный в «Педагогической поэме». Как-то раз А. С. Макаренко надо было получить от руководства большую сумму денег на содержание колонии. Это было в те времена, когда коммуна ещё не могла сама себя окупать. Пользуясь данной ситуацией, Макаренко провёл один очень интересный педагогический эксперимент. Он вызвал одного благонадёжного колониста, который находился в колонии практически с самого её основания,– Семёна Карабанова (его реальная фамилия была Калабалин) и сказал ему:

– «Требуется получить определённую сумму, но я сейчас занят и сделать это не смогу. Поручаю эту операцию тебе со всей ответственностью дела. Я в тебя верю, ты справишься».

На такие слова смущённый воспитанник ответил, что не может выполнить данное поручение, потому что он бывший вор и когда-то даже пытался ограбить кассу. Макаренко, в свою очередь, с этим фактом спорить не стал, но сказал, что он теперь не этот бывший вор; он теперь – новый и совершенно честный человек, для которого в выполнении данного дела нет ничего сложного и добавил: «Я тебе верю».

Семён с радостью согласился с поручением, но у него теперь появился страх быть ограбленным по дороге в колонию. Антон Семёнович выдал ему старый наган, сказав, что теперь он ответственный за все эти деньги, а значит и за благосостояние колонии.

Благополучно получив деньги радостный дзержинец возвращался в коммуну. Как он потом рассказывал, он очень хотел, чтобы на него по дороге напали грабители, и эту вверенную ему сумму пришлось защищать:

– Если бы вы знали! Если бы вы только знали! Я то дорогой скакал и думаю: хоть бы бог был на свете, хоть бы бог послал кого-нибудь, чтобы то лесом кто-нибудь набросился на меня… Пусть бы десяток, или там сколько… Я не знаю. Я стрелял бы, зубами кусал бы, рвал, как собака, пока бы не убили… И знаете, чуть не плачу…

Так сильно колонист хотел показать, что он изменился в лучшую сторону, настолько духовно вырос, что будет оберегать имущество и ценности коммуны даже ценой собственной жизни. При получении денег Макаренко, успешно выполнивший поручение Карабанов спросил:

– «А вы будете пересчитывать деньги, которые я принёс?»

На что Макаренко ответил,– «нет, не буду. А зачем? Я ведь и так тебе доверяю, и знаю, что ты – честный человек». И, взяв деньги, положил в сейф.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Из истории использования текстовых задач в России
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идет от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то е ...

Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
Нами был проанализирован практический опыт педагогов по проблеме формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий. Подробнее остановимся на наиболее интересных формах, методах и средствах. На уроках трудового обучения в 1-3 классах должен быть заложен фундамент обще ...

Цифровая лаборатория «Архимед» – новое поколение школьных естественно-научных лабораторий
Цифровые лаборатории «Архимед» – это новое поколение естественно-научных лабораторий – оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. По сравнению с традиционными лабораториями "Архимед" позволяет существенно сократить время на организацию и п ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru