К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста

Перспективы образования » К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста

Страница 4

Работа по учебникам Ушинского позволила подготовить к среднему звену школы детей, любящих русское слово, чувствующих его богатейший духовный смысл, детей, бережно обращающихся со словом, любящих художественное творчество. Работать с детьми радостно, ибо они разбужены духовной энергией слова, бодрствуют и труждаются в ней.

В своем "Руководстве к преподаванию" Ушинский, между прочим, так определяет назначение "Родного слова": "Издавая руководство для учащихся по "Родному слову", я имел в виду не только школу, но и семью. У нас более чем где-нибудь распространено домашнее первоначальное обучение, и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось. Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу. Я нередко любовался устройством малолетних школ за границею, но всегда находил дурным, что они избавляют от необходимости заниматься с детьми не только таких матерей, у которых весь день поглощен личным и тяжелым трудом, но и таких, которые очень могли бы посвятить обучению своих малюток те немногие часы или, лучше сказать, минуты дня, какие для этого нужны. С удивлением заметил я потом, что в самой педагогической стране в мире вовсе не развиты в женщине те педагогические наклонности, которые столь свойственны женской природе . Желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством малолетних школ для детей, не могущих, по каким-либо уважительным причинам, пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания и ученья, развивались в русской женщине наклонности и уменье самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому, без крайней необходимости. Что женщине врожденно стремление учить и развивать свое дитя, а вместе с тем даны и необходимые для этого способности, - в этом не может быть сомнения. И если многие матери, несмотря на все свое желание не расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее, поручают это дело школе или чужим лицам, то это объясняется практическою неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения. Вот почему, назначая мой учебник не только для школы, но и для семьи, я счел необходимым приложить к нему такое руководство для учащих, которое ведет их шаг за шагом в деле первоначального обучения отечественному языку . Я в этой книге имел главною целью - помочь начинающим учить и в особенности облегчить для матери и сделать для нее приятным труд первоначального обучения".

Опыт работы по учебникам К.Д. Ушинского в начальной школе позволил оценить животворящую роль фольклора в наследии автора. Уже говорилось о том, что наследие Ушинского - это загадка, духовная притча. Неслучайно эти жанры словесности любимы автором и включены им в материалы учебников. Это собственно загадки, афористические притчи-пословицы, сказки с духовным, притчевым подтекстом. И вот теперь добавим, что наследие Ушинского еще и песня, песнопение, хоровод, собирающий всех воедино, позволяющий чувствовать душу и плечо, живущего рядом. Фольклор, как это не парадоксально, будучи порождением языческого сознания, в своих мифологических глубинах содержит пласты христианского знания.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи о педагогике:

Этапы проектной работы
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы. Полномасштабный проект включает три стадии: 1. Планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают с ...

Развитие двигательных способностей у детей старшего школьного возраста
Образовательные задачи сводятся прежде всего к получению старшеклассниками необходимого объема знаний, который позволит после окончания школы пользоваться средствами физической культуры самостоятельно и осознанно на протяжении всей жизни. Необходимо усвоить правила самоконтроля во время самостоятел ...

Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, графика, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, а это близко детям дошкольного возраста. Изобразительное искусство рассматривается как особый вид чело ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru