Диагностика измерительных умений старших дошкольников

Перспективы образования » Обучение старших дошкольников измерению величины предметов » Диагностика измерительных умений старших дошкольников

Страница 1

Экспериментальное исследование было проведено в 2005-2006 годах с детьми дошкольного возраста в детском саду «Семицветик». В исследовании участвовали дети экспериментальной и контрольной групп, всего в количестве 50 человек.

Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

1. Констатирующий этап

На данном этапе в экспериментальной и контрольной группе была проведена индивидуальная диагностика сформированности (несформированности) у детей понятия о сохранении количества по различным параметрам объектов: объема, длины, числа, площади. С каждым ребенком индивидуально проведено по 4 диагностических опыта.

2. Формирующий этап

Нами разработаны и проведены развивающие занятия в виде дидактических игр, направленных на формирование у детей понятия о сохранении количества. Занятия проводились в экспериментальной группе как фронтально, так и индивидуально.

Занятия проводились 1 раз в неделю, как часть занятий по математике. Проводились занятия в игровой форме.

В группе был создан центр экспериментирования, где дети переливали воду, пересыпали крупу, измеряли предметы, т.е. закрепляли полученные знания и умения.

3. Контрольный эксперимент

На этом этапе с двумя группами детей вновь проведено исследование по изучению сформированности понятия сохранения. Детям предлагались индивидуально диагностические задачи, аналогичные тем, которые давались на первом этапе, но на другом материале (чтобы избежать шаблонных ответов).

Рассмотрим подробно ход и результаты трех этапов эксперимента.

1. Констатирующий эксперимент.

Цель: Определить сформированность понятий о сохранении объема жидкости, длины, количества и площади у детей 4-5 лет.

Серия 1.Определение количества воды в сосудах

Испытуемым предлагались два варианта заданий (см. приложение).

I вариант: два сосуда А и А1 одинаковой формы с равным количеством воды. Вопросы к детям:

Что ты видишь на столе?

Посмотри и скажи, где воды больше?

В I варианте дети давали неправильный ответ.

II вариант: два сосуда - сосуд А, а из сосуда А1 вода переливается в сосуд Б (на глазах у ребенка).

Вопросы к детям:

Посмотри и скажи, где воды больше?

Скажи, поровну ли воды?

Вывод: По результатам данного эксперимента, понятие о сохранении количества жидкости у детей в возрасте 4-5 лет отсутствует, что совпадает с данными Ж.Пиаже.

Результаты опыта серии 1

Группы

Серия 1 (с водой в сосудах)

1 вариант

2 вариант

Экспериментальная

15

14

Контрольная

14

13

Серия 2.Сохранение объема вещества.

Испытуемым предлагались два варианта заданий.

I вариант: два одинаковых глиняных шарика А и А1.

Вопросы детям:

Что ты видишь на дощечке?

Какой шарик больше?

В первом варианте дети давали не правильный ответ (шарики одинаковые).

Некоторые говорили правильно, путались.

II вариант: два глиняных шарика - шарик А, а у шарика А1 меняем форму.

Вопросы к детям:

Как ты думаешь, какой шарик больше?

Где глины больше?

Дети во втором варианте долго думали, сомневались и утверждали, что шарик А1 больше.

Вывод: По результатам эксперимента понятие о сохранении объема у детей 4-5 лет отсутствует.

Результаты опыта серии 2

Группы

Серия 2 (сохранение объема)

1 вариант

2 вариант

Экспериментальная

17

15

Контрольная

15

13

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Основные принципы проектной работы
Российские преподаватели очень активно публикуют свои работы и обсуждают тему проектной методики в различных журналах. Я бы хотела обратиться в своей работе к Т.В. Душеиной, преподавательницы из города Выборг, что в Ленинградской области. В своей статье в журнале «Иностранные языки в школе» она даё ...

Методика констатирующего эксперимента
В результате анализа литературы было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено развития словаря: неточное употребление слов, нарушение понимание значения слов, нарушение лексической системности, дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики. Для подт ...

Экспедиция, как эффективная форма познания окружающей среды
Работа по формированию у школьников компетентностей в сфере научно-исследовательской деятельности охватывает все ступени образования. Самостоятельно организовывать и осуществлять свои первые шаги по изучению природных объектов наши дети учатся еще в начальной школе. Создана программа сотрудничества ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru