Обучение чтению
При несовпадении произношения и написания используется йотирование. В процессе формирования технических навыков чтения на специальных фронтальных занятиях используется звукоусиливающая аппаратура. Усиление звучания речи педагога дает возможность детям воспринять слого-ритмический рисунок слова, интонацию предложения и сравнить свое произношение с образцом.
При отработке навыков аналитического чтения со второго года обучения для коррекции ошибок используется дактилирование, запись на доске или составление из разрезной азбуки букв и слогов.
В ходе фронтальных занятий педагог работает и индивидуально, уточняя с отдельными детьми звукобуквенный состав. Для этого эффективно применяется метод слушания-чтения-произношения. Педагог читает перед микрофоном слово или предложение, ребенок слушает и следит за читаемым по тексту (книжка-самоделка; запись на доске, книга), потом прочитывает то же перед своим микрофоном, получая возможность контролировать свое произношение. При необходимости индивидуальной помощи педагог, как и во фронтальной работе, использует дактилирование или письмо (графическое, с помощью разрезной азбуки) для уточнения фонемного состава слов и слогов.
Поскольку отработка навыков аналитического чтения, то есть технической стороны механизма чтения, сопряжена с работой над пониманием прочитанного, в период начального обучения чтению (включая второй год обучения, средняя группа) ведется особая работа в этом направлении. Прежде всего - это широкое использование наглядного материала, иллюстративного материала книг для детей, являющегося для детей своеобразной подсказкой, опорой. Так, например, ребенку гораздо легче дописать с помощью разрезной азбуки слова, если они соотносятся с картинками: мяч, дом, самолет. Облегчает картинка и дополнение предложений написанными на табличках словами.
Используются картинки (сюжетные, серии) и для уточнения понимания прочитанного ребенком текста. Этой же цели служит драматизация прочитанного, а на последующих этапах обучения чтению – и зарисовка содержания, и ответы на вопросы, и пересказ (как точный, так и распространенный, с добавлением предшествующих и последующих событий).
Итак, процесс формирования навыков аналитического чтения, собственно, усвоение техники чтения, до уровня пословного чтения при правильной организации работы должен завершиться к началу третьего года обучения. Второй этап специального обучения чтению в дошкольный период, охватывающий третий-четвертый год обучения (старшая и подготовительная группы, дети 5-7 лет), посвящается совершенствованию техники чтения, с одной стороны, и используется как средство получения детьми информации (как специфически языковой, так и расширяющей общий кругозор детей), с другой стороны. Обучение чтению – необходимый процесс подготовки к школе ребенка дошкольного возраста.
Статьи о педагогике:
Принципы построения системы контроля
К системе контроля предъявляются определеннее требование и при ее построении следует придерживаться основных принципов. Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. ...
Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьник ...
Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения
В настоящее время существуют различные технологии и стратегии обучения математике. На мой взгляд основными компонентами обучения, являются: – что изучаем; – для чего изучаем; – каким образом обучаем; – как обучаются. «Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. Процесс о ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

