Развитие внимания учащихся первых классов на уроках физической культуры
Внимание выступает важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека.
Проблемой изучения внимания в психологии занимались ученые: Гальперин П.Я., Гипенрейтер Ю.Б., Кузьмина Н.В., Овчарова Р.В., Павлов И.П., Ушинский К.Д., Эльконин Д.Б. и другие педагоги и психологи.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал роль внимания в обучении: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Внимание в значительной степени определяет ход и результаты учебной деятельности ребенка. Оно создаёт предварительную готовность ученика к предстоящей работе, содействует более быстрому и правильному протеканию у него мыслительных процессов.
Проблема внимания приобретает все большую остроту для современной школы. Это связано с тем, что в современном образовании все больше место занимают нетрадиционные методы и системы развивающего обучения, которые требуют от детей длительного сосредоточения на сложном учебном материале, наблюдательность, умению быстро ориентироваться в незначительном материале, определять внимание, часто переключаться с одного вида занятия на другой.
Особенно актуальна эта проблема в работе с детьми младшего школьного возраста, хорошо просматривается эта тенденция с первыми классами. Учителя и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей этого возраста. Поэтому у них необходимо развивать внимание, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
В своей дипломной работе мы постарались показать как можно развивать внимание средствами физической культуры., так как существенная, если не сказать основная, роль в развитии личности ребенка принадлежит физическому воспитанию. В современных условиях теория физической культуры приобретает прогностические и преобразующие функции, позволяющие моделировать формирование качеств новообразующейся личности – ее физической культуры.
Анализ современного начального образования показывает, что по-прежнему данный период школьного обучения остается одним из наиболее важных этапов школьной жизни. Этап, занимающий первые 2-3 месяца, является переходным. В связи со сменой основного вида деятельности психологические и физиологические чувства ребенка ко всем событиям его жизни чрезвычайно обостряются. Но главной, жизненно важной потребностью младшего школьника остается именно потребность в движении. Для удовлетворения этой потребности младший школьник должен обладать достаточно высоким уровнем производственного внимания .
Однако до настоящего времени, проблема внимания на уроках физического воспитания в начальной школе в психологии является недостаточно изученной.
В своей работе мы постарались разрешить противоречия между необходимостью изучения проблемы внимания с одной стороны, и недостаточностью разработанности этой проблемы в современных условиях с другой.
Объект исследования:
внимание учащихся первого класса.
Предмет исследования:
развитие внимания учащихся первого класса на уроках физической культуры.
Гипотеза:
Урок физической культуры будет являться эффективным средством развития внимания учащихся первого класса если:
включить в учебный процесс подобранную систему игр и упражнений;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
учитывать гендерные различия.
Цели исследования:
изучить особенности развития внимания учащихся первого класса на уроках физической культуры.
Исходя из целей исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. по литературным источникам провести теоретический анализ по теме внимания его развития на уроках физической культуры;
2. на основе литературных данных, проанализировать психологические особенности младших школьников;
3. подобрать игры для использования на уроках физической культуры;
4. определить динамику внимания учащихся первого класса на уроках физической культуры;
5. провести сравнительный анализ результатов;
6. разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
анализ литературы; тестирование; эксперимент; методы математической обработки данных.
- Понятия, функции, виды и свойства внимания
- Особенности внимания младших школьников
- Начальное физкультурное образование школьников
- Подвижная игра и ее роль в учебной деятельности младшего школьника
- Экспериментальное исследование развития внимания первоклассников
Статьи о педагогике:
Развивающая среда и художественное творчество дошкольников
В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для те ...
Результаты экспериментальной работы
Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания. Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». ...
Пути повышения физической подготовленности учащихся на уроках
физической культуры
В организации занятий необходима цикличность развития физических качеств. На одном уроке развиваются выносливость и сила, на другом сила и быстрота, на третьем уроке выносливость, сила, быстрота. Гибкость и ловкость идут как «фоновые» физические качества, то есть они в различной степени развиваются ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования