Понятия, функции, виды и свойства внимания

Страница 3

- Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство, голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелок с едой.[8]

2. Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что если не обращать внимание на те или иные объекты, то они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходиться делать над собой усилие – оторваться от интересной книги или другого интересного занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь имеет место уже произвольное (преднамеренное) внимание, когда человек ставит перед собой определенные цели, прикладывает волевые усилия для сосредоточения. То есть у человека есть определенные намерения и он прилагает усилия (сам, по своей доброй воле) это намерение осуществить. При произвольном внимании быстрее возникает утомление. Ведущую роль играет не ориентированный рефлекс, а вторая сигнальная система, т. е. слово.

Способность произвольного направления и поддержания внимания развивается у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимание. Развитие и укрепление произвольного внимания способствует:

- осознание человеком значение задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

- интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;

- постановка вопроса по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимание;

- словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать;

- определение организации деятельности.

3. В жизни указанные виды внимания находятся в сложной взаимосвязи и могут переходить друг в друга. Если для поддержания внимания не требуется усилий, то его называют послепроизвольным. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

Высокие требования ко всем видам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешного учебного процесса, внимание в нем и формируется.

Основными свойствами внимания являются: 1)объем; 2) концентрация (сила сосредоточения); 3)устойчивость (длительность сосредоточения); 4) переключаемость; 5) распределение.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

1. Объем внимания — это то количество объектов, которые человек может одновременно «схватить» с одинаковой ясностью. У младших школьников он не превышает трех-четырех символов, а у некоторых и еще меньше. Поскольку объем внимания напрямую связан с величиной очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга, то его педагогическая коррекция имеет ограниченные возможности. Поэтому учителя скорее просто должны учитывать маленький объем внимания детей, чем пытаться его увеличить педагогическими средствами. Он возрастает вместе с развитием мозга ребенка. В младших же классах опытные учителя ограничивают наглядность на уроке именно тремя-четырьмя пособиями, не дают разных примеров более обозначенного числа, даже свои объяснения нового материала выстраивают в блоки, не превышающие объема детского внимания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Значение физической подготовленности для жизнедеятельности учащихся младших классов
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной кон ...

Планирование работы по модульной технологии
На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии. Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенно ...

Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе
Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной рабо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru