Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Перспективы образования » Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ » Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Страница 1

«Старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет) играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [24, с. 263].

Особенности проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Воспитание психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание детей старшего дошкольного возраста, воспитывается в играх и на занятиях, проявляются по разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту.

Воспитание личности детей старшего дошкольного возраста, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств .

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека.

Дети старшего дошкольного возраста впервые осознают расхождение между тем, какое положение они занимают среди других людей, и тем, каковы их реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них, но и для других людей деятельность. Дети старшего дошкольного возраста как бы "выпадают" из привычной жизни и применяемой к ним педагогической системы, теряют интерес к дошкольным видам деятельности.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития детей старшего дошкольного возраста и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений.

Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

«Старшие дошкольники старшего дошкольного возраста начинают осознавать свое место среди других людей, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей потребностям новой социальной роли» .

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что оно обеспечивает именно общее воспитание, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Личностный рост как процесс расширения перспектив индивидуального опыта детей старшего дошкольного возраста в разных сферах жизнедеятельности в ДОУ обеспечивает воспитанию качеств, свойств психики детей старшего дошкольного возраста, которые определяют собой общий характер поведения, его отношение к себе и ко всему окружающему.

«В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать свои переживания и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п».

Дети старшего дошкольного возраста имеют относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей старшего дошкольного возраста и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту.

Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех старших дошкольников, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду – кризису семи лет.

«Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни».

Основой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по ...

Дидактические системы педагогов-новаторов
В конце 70-х — начале 80-х годов на арену обществен­но-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — творчество ученика» — таков их девиз. Увлеченность сво­им предметом, умение построить урок так, чтобы все уче­ники участвовали в учебном тр ...

Групповая и индивидуальная форма работы
Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. По определению Х.И.Лийметса под групповой работой понимают такое построение работы, при которой класс делится на группы по 3-8 человек (чаще по четыре человека) с целью выполнения той или иной учебной задачи.Групповая работа так же представляет ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru