Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
«Старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет) играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [24, с. 263].
Особенности проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Воспитание психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание детей старшего дошкольного возраста, воспитывается в играх и на занятиях, проявляются по разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту.
Воспитание личности детей старшего дошкольного возраста, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств .
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека.
Дети старшего дошкольного возраста впервые осознают расхождение между тем, какое положение они занимают среди других людей, и тем, каковы их реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них, но и для других людей деятельность. Дети старшего дошкольного возраста как бы "выпадают" из привычной жизни и применяемой к ним педагогической системы, теряют интерес к дошкольным видам деятельности.
Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития детей старшего дошкольного возраста и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений.
Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.
«Старшие дошкольники старшего дошкольного возраста начинают осознавать свое место среди других людей, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей потребностям новой социальной роли» .
Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что оно обеспечивает именно общее воспитание, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Личностный рост как процесс расширения перспектив индивидуального опыта детей старшего дошкольного возраста в разных сферах жизнедеятельности в ДОУ обеспечивает воспитанию качеств, свойств психики детей старшего дошкольного возраста, которые определяют собой общий характер поведения, его отношение к себе и ко всему окружающему.
«В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать свои переживания и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п».
Дети старшего дошкольного возраста имеют относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей старшего дошкольного возраста и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту.
Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех старших дошкольников, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду – кризису семи лет.
«Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни».
Основой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.
Статьи о педагогике:
Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, чт ...
Анализ результатов патриотического воспитания старших дошкольников ДОУ
«Солнышко» после проведения занятий с использованием средств фольклора
После проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена повторная диагностика патриотического воспитания старших дошкольников. Цель: выявить уровень патриотического воспитания старших дошкольников после проведенных занятий формирующего этапа опытно-поисковой работы. Задачи: 1. Пр ...
Принцип речевой направленности
Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает ор ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования